Мне на плечи бросается век-волкодав

Автор:Аида Воробьёвa

Мне на плечи бросается век-волкодав

14 марта 2016. Минут и Юре

14 марта 2016 года, в Большом зале Московской консерватории состоится концерт Валентина Гафта, Владимира Минина и Московского государственного академического камерного хора.

Строчка из знаменитого стихотворения Осипа Мандельштама 1930 вынесена в название концерта-мистерии не случайно: «Век-волкодав» – этим ярким символом поэт выразил суть странного и страшного времени, в котором ему довелось жить.

Прошлое страны всегда оставляет следы в душах следующих поколений, особенно, если речь идет о неоднозначных исторических периодов. Знаменитый актер Валентин Гафт и знаменитый хор дирижер Владимир Мин реагируют на эту тему, до сих пор оставшиеся открытые для большинства соотечественников: кем был для нашей страны Сталин – мудрый вождь, или палачом?

Литературно-музыкальный «Скажи, он дьявол или Бог…?» – это мистический диалог исторических личностей, наших современников, парадоксальный взгляд из прошлого в настоящее, которое дает возможность почувствовать и понять самый спорный период в истории ссср, связанные с личностью Иосифа Сталина.

«Я, как автор хочет, чтобы те, кто верит, кто любит Сталина, услышали, как их кумир жалею…

Этого в жизни не произошло, но пусть у них на глазах, то даже слова «прости»,

– говорит Валентин Гафт. Владимир Мин подчеркивает, что отношение художественной интеллигенции к личности Сталина должна быть выражена не в постулатах, а именно в художественной форме:

«И так оно будет после нашего выступления единообразным или не будет, это по уровню образованности и образа мысли каждого человека».

Суть каждого фрагмента стихотворения развивает и дополняет специально подобранная музыка: использованы фонограммы 4, 7 и Камерной симфонии Дмитрия Шостаковича, его музыка к трагедии Шекспира «Король Лир», фрагменты из оратории «Иван Грозный» Сергея Прокофьева, «Песня про Сталина» и «Колыбельная» из кинофильма «Цирк» Исаака Дунаевского, сочинение Гии Канчели «Amao omi» и фрагмент из «Всенощного бдения» Сергея Рахманинова.

Московский камерный хор выступает не только в качестве мощного аккомпанирующего инструмента, но и является полностью самостоятельным героем действия.

См. также:Шостакович и деревенская любовь

Для нашей страны, 2016 год был богат на памятные даты: 60 лет назад, в 1956 году, в Москве состоялся знаменитый 20-й съезд КПСС, известный осуждением культа личности вождя. Сотни тысяч людей стали выходить на свободу – за год было реабилитировано более 500 тысяч человек.

Вскоре появились и шестидесятники, для которых единственным возможным культом был культ человеческого достоинства. Казалось, что страна изменилась навсегда, но, как говорит Валентин Гафт устами своего героя:

«Вы Осмелели рановато – и неминуема кара, поскольку я всегда в Кремле…».

Особенно важная дата для В. Минина и Московского камерного хора – 110-летие со дня рождения Дмитрия Шостаковича, который пройдет в сентябре этого года. Это событие будет посвящено первое отделение концерта.

С именем композитора связана еще одна круглая дата – 80 лет назад, 28 января 1936 года, в газете «Правда» появилась статья «Сумбур вместо музыки!», в которой его опера «Леди Макбет Мценского уезда» был подвергнут критике за «антинародный», «формалистический» характер. Так началась длинная история культуры конфронтации Шостаковича и Сталина.

Написанные 65 лет назад «Десять поэм на слова революционных поэтов» (1951), которые прозвучат в этот вечер со сцены Большого зала Московской государственной консерватории, стоят в одном ряду с произведениями, возникшими после печально известного Постановления 1948 года, когда снова обвинен в космополитизме композитор, наряду с другими выдающимися художниками, стремились оставаться собой в условиях сталинского режима.

В «Десяти поэмах», своем первом в составе хора a capella, Шостакович обратился к российского революционного фольклора, с которым был знаком еще с детства – тексты хоровых произведений относятся к мало известные сейчас поэты конца XIX – начала XX века.

«Я не знаю, насколько мне удалось передать дух эпохи, но на музыке это не могло не отразиться то хорошее впечатление, которое всегда делала на меня русская революционная песня»,

– известный композитор.

См. также:»Екатерина Измайлову» оправдан

В программе концерта также прозвучит знаменитый «Адажио» Самуэля Барбера (переложение для хора С. Анашкина), признана критиками одним из лучших музыкальных треков второго тысячелетия.

Вид будет посвящено памяти выдающегося литовского дирижера, близкого друга Владимира Минина, народного артиста СССР Саулюса Сондецкиса.

Участники концерта:

Московский государственный академический камерный хор;

Дирижер – народный артист СССР Владимир Мин;

Народный артист РСФСР Валентин Гафт.

Солисты:

Светлана Николаева (меццо-сопрано);
Борислав Молчанов (тенор);
Сергей Годин (тенор).

Квартет саксофонистов:

Леонид Друтин (саксофон сопрано);
Евгений Крылевский (саксофон-альт);
Дмитрий Сарасек (саксофон-тенор);
Игорь Гуревич (саксофон-баритон).

Пресс-центр Московского камерного хора

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ