Сцена из балета «Ромео и Джульетта» в постановке Вячеслава Самодурова
Премьера балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» в постановке Вячеслава Самодурова в Екатеринбургском театре оперы и балета.
Вячеслав Самодуров поставил балет «Ромео и Джульетта». Премьера спектакля по Шекспиру состоялась в Екатеринбургском театре оперы и балета. За дирижерским пультом стоял московский дирижер Павел Клиничев.
Самодуров, худрук балета оперного театра Екатеринбург – бывший премьер-министр ведущих мировых балетных домов, в том числе Мариинский и Ковент-Гарден. И хореограф с именем: две «Золотые маски» за творчество – не шутка. Спектакли «Цветоделика» и «Вариации Сальери» так понравились большинства критиков, что за балетами Самодурова эксперты сейчас внимательно следят: я хочу верить, что в России, на замену уехавшему Алексею Ратманскому, появился хореограф того же уровня.
В этом году на «Маску» номинирован в прошлом году, снова успешным, opus Самодурова – «Занавес». А «Ромео и Джульетта» – последняя премьера автора.
Несколько лет назад Самодуров уже ставил «Ромео» в Бельгии, дебютировал тогда в жанре сюжета повествования балета.
С предыдущей версии на Урал переехал концепция и сценография. Но не танцы, которые на 90% сделаны заново и оснащены даже комбинационными открытий и необычных связок в классики.
Шекспира герои страдают, влюбляются и умирают в декорациях, вольно циклических зал шекспировского театра «Глобус» в Лондоне. Сценограф Энтони Макилуэйн, правда, добавил красный «кровавый» цвет, изогнутость и опасный наклон: кажется, трехъярусная громада вот-вот рухнет.
У просвещенного зрителя может возникнуть длинный шлейф ассоциаций. Но доминирует одна, известная: «Весь мир-театр», потому что действие происходит не только в старом театре, но и в сегодняшней попытке.
И далее в тексте:
«В нем женщины, мужчины-все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль».
В других пьесах Шекспира, о повседневной театральная слишком много сказано. Так, что использование приема «театр в театре», да еще недавно обыгранное, подходит трагической истории, которую можно описать и Самодуров практически описывает – слова Макбета:
«Жизнь-это только тень, – это актер на сцене,
Сыграл свой час, побегал, пошумел,
И такой был».
Серия шекспировских несоответствия и смерти разворачивается на некотором балета в театре. О попытке (видимо, генеральной, когда еще не все полностью одеты в костюмы, но уже играет «в образе») явно проглядывает в начале, когда мальчики и девочки, нестройной толпой, выходя на сцену, растягивают ноги в шпагате, положил меч и разбирают костюмы с вешалок.
См. также:S. Pellegrino и Acqua Panna в честь Лучано Паваротти
И в конце, когда устала труп, играя спектакль, бродит рядом с трупами Ромео и Джульетты, незаметно впитывая умерших любовников друг к другу. Перед закрытием занавеса зрители увидят пустую сцену. Где завтра начнется то же самое.
Художник по костюмам Ирэна Белоусова, создала и Монтекки и Капулетти, дерущихся на площади, в одной черно-серой цветовой гамме: свара веронцев основана на принципе «оба хуже». На груди и коленях авантюристов видны отпечатки – головы с картин эпохи Возрождения.
Еще сильнее прием цитирования живописи будет играть на балу Капулетти, когда дамы в золото-зеленых платьях с длиннющими шлейфами (и с фрагментами картин Мазаччо и Боттичелли) пройдет нормально-агрессивном танце с кавалерами в красно-черных кафтанах. Хореограф назвал этот, находчивый из пластика, выход «специальной навигации»: ведь трехметровым поезд надо умело манипулировать, чтобы не ошибиться.
И с ним трудно, почти невозможно танцевать, но вы можете идти. Да еще холостяк, припав на одно колено, завертывает партнершу в свой собственный берег.
Развивая историю, Самодуров пытается рассказать ей танец, когда общих когда – ясно, а не только мимика и жест в пересказе сюжета. Главные герои здесь – подростки, дети почти, как у Шекспира. Жесты и манеру держаться от них соответствующие.
Танец толпа тоже «говорящий»: смешивается с старинных народных плясках, но это не торжественная неистовостью. Вульгарные уличные девушки (как будто три ведьмы в «макбете»?) танцующие одной ногой на полной стопе, с другой – на пуанте, его корявостью, как говорят дисгармонию и проблемы.
Бои на шпагах (а потом на кулаки), предоставленные богато: с провокациями и подначками, вызывая жестов и давлением «стены до стены», с насмешливым хватанием оппонента за нос, даже от искр, летящих от столкновения клинков: это традиция, которую заложил еще Леонид Лавровский, автор первого советского «Ромео». Самодуров умело создает атмосферу общей слепой ненависти. Даже леди Капулетти, сокрушаясь Тибальда, сердито машет мечом, как воин-наемник.
См. также:Екатеринбургский оперный театр закрывает сезон премьерой балета
Кстати, хотя и сражаются на шпагах, но атмосфера царит не столько исторически-клан, из давней мести, сколько в современном криминальная: как будто банды «west side story» выбрала драться в стиле «ретро».
Юлия (Екатерина Сапогова) так же свободно крутит двойные туры, показывая характер, как и «выглядывает» пуантами, взмахи ногами, с согнутыми коленями в аттитюдах (вперед и назад), – как эхо неустойчивого равновесия всей истории.
Бесшабашная троица – Ромео, Меркуцио и Бенволио – играет напропалую, точно, полные сил лошади. Только у Меркуцио (отличная работа Игоря Булыцина) резвость сразу становится пластическим сарказм: мелкие па всех мастей, шутовские поклончики, гротесковые ужимки.
Да, действительно, и любовь, вспыхнувшая на выпускном балу, и первый дуэт главных героев – сначала появятся результаты молодежная игра. Кто знал, куда она приведет? Romeo (Меркушев Александр) – ведь обычный парень, такой же, как все. Просто его спрятал, а их – нет.
Очень интересный дуэт у балкона: Romeo каскадом шпарит двойные ассамбле (прыжки с поворотом в воздухе), когда, не помня о себе, спешит предъявить Юлии любовный восторг. От взаимных прикосновений бьет током, от поцелуя проходит высокое напряжение, и пара, неловко размахивая руками, «дыхание» движения, как, не веря в свое счастье, люди могут захлебываться словами.
Фотографии с поддразниванием кормилицы, которая приносит Romeo письмо к Юлии, у Самодурова, как и сцены свадьбы у патера Лоренцо: герои просто организовать свидание в церкви, где святой отец с медсестрой поймать их с поличным.
Но эпизод сделан ужасно, нам кажется, что эти шалящие дети – супруги перед богом. Сцена первой брачной ночи: Джулия не хватает Ромео за ноги, не давая уйти, немедленно стреляет в воздух в высокой поддержке, все, кажется, балетному обычные, но притяжения и отталкивания собраны так, что дует, беспрецедентным в печали и очередным космическим одиночеством.
Во время ссоры с отцом и молодым Париса Джульетта невидящими глазами смотрит в пространство, ее пока отпугивают, девушка уже почти не живет, двигается как живой мертвец, с дрожащими коленями. А мир вокруг – ловушка. Любой родившийся пузырек от безликих патера, приглашенного папой Капулетти, и вообще мир взрослых, в том числе молодежь, не помогают, свои проблемы должны решать сами.
См. также:В Екатеринбургском оперном театре новый дирижер из Санкт-Петербурга
Первый показ балета состоялась в годовщину смерти Прокофьева и к 400-летию со дня смерти Шекспира. Екатеринбург сказал я двух гениев творчески, получая высококачественный авторский спектакль, в котором, по словам хореографа, «смыслы свободно фланируют между прошлым и настоящим».
А что, в конце концов, нет сцены примирения, так это фраза мудрого пессимиста Самодурова. Он считает, что история никого ничему не учит. И, оглядываясь вокруг, кто сегодня тезис опровергает?
Майя Крылова, «Получателем on-line»
Об авторе