Зураб Соткилава
В середине марта легенда оперной сцены Зураб Соткилава планирует дать большой сольный концерт в Воронежском театре оперы и балета.
В интервью Зураб Лаврентьевич рассказал о секретах вокального мастерства и о том, что изменилось сегодня в музыкальном образовании.
– Зураб Лаврентьевич, говорят, что давно не был в Абхазии и Грузии. В это я не верю: широко известна преданность кавказского человека корней…
– Я скучаю за родиной, в места моего детства, но так сложилось, что 300 тысяч моих соотечественников, в то время выгнали из Абхазии и не пускают обратно. И если поеду туда, представителей моего народа, с тех, кого выгнали меня не поймут –скажут: «Пусть Соткилава сделает так, чтобы и нас отпустили». Но я не могу этого сделать, от меня это не зависит. И чтобы никого не обидеть, ни в Грузии, ни в Абхазии не поеду.
Международные конфликты – это звенья одной цепи. Мне иногда кажется, что человечество не умнеет, а наоборот, глупеет. Причин много, но одна из них, конечно, в том, что значительно снизилась роль просвещения. Я по студентам сужу: как мало читают! Интернет, гаджеты объединили поиск информации одним нажатием кнопки. Наверное, это хорошо, но нарушается, как следствие, мышления. Конечно, «Анну Каренину», можно сказать и языком комикса, но суть классического произведения от этого умрет. Это не столько история, сколько в тех чувствах, которые испытывает читатель. А их ни один комикс передать не в состоянии…
– Уже сорок лет преподает в Консерватории, сильно ли изменился за это время вуз?
– Многое изменилось. Когда в 1976 году, в том числе других солистов Большого театра – Владимира Атлантова, Тамары Милашкиной, Юрия Мазурока, Евгения Нестеренко и Елены Образцовой – приглашен в консерваторию, это было удивительное время. Какие талантливые, творческие люди! Правда, они ушли, и в конце концов остался я один. А потом меня выгнали…
Но вот я снова здесь и с сожалением вижу, что многое не изменилось в лучшую сторону. И самое обидное, что хорошие талантливые ребята не могут заниматься, потому что бюджетных мест мало, а на платном отделении нужно заплатить 600 тысяч рублей, что сила не всегда. Впрочем, это не вина консерватории: это все звенья одной цепи. Сейчас такая ситуация во всей системе образования.
См. также:Владимир Маторин: «Я для вас способ, чтобы быть лучшим»
– Самое печальное, что за этими финансовыми обстоятельствами являются судьбы людей, которые хотят учиться…
– У меня под контролем был замечательный парень из Самары, который хотел переехать в Москву. Но когда ему сказали, сколько нужно заплатить, и переводиться не стал. И этим летом тоже были два прекрасных тенора, но пошли туда, где можно учиться бесплатно. Жаль, что такая высокая плата отвергает талантливых ребят. Но я и так люблю консерваторию. Это моя жизнь. А мои студенты – это мои дети. Когда я с ними, мне кажется, что я так молод, как они.
– Не чувствуете усталости? Ведь для того чтобы воспитать певца – это сложнейшая задача.
– Моя преподавательская деятельность доставляет мне удовольствие. Хотя, конечно, это огромная ответственность, потому что надо дать человеку специальность, которая будет определять его дальнейшую жизнь. Поэтому в моей практике были случаи, когда я не хотел брать ученика и говорил, что не стоит заниматься пением. Они, конечно, обижаются, потому что каждый думает, что он гений. А действительно опытные артисты, которые поют во всех театрах мира, никогда не обидятся на критику, потому что все о себе знают.
Я занимаюсь с вокалистами, с различной формулировкой, но больше всего я люблю теноров, потому что это самый сложный голос. До этого хороших теноров сейчас мало. Даже Большой театр тенорами не может похвастаться: они наперечет. Сегодня каждый большой русский театр, вместо того, чтобы воспитывать своих солистов, приглашает вокалистов со стороны, которых даже не слышно из зала. Однажды я сказал директору одного такого театра: «Как можно ставить «Кармен», если у вас в команде нет ни Хозе, ни Кармен, ни Эскамильо?» Может быть, эти певцы в других залах хорошо звучат. Но у вас есть огромное пространство. Здесь нужен художник не только голосом, но и с полетным звуком».
– Полетный звук – что это значит?
– Это когда голос певца летит в зале без нажима. А голос не должен быть сильным. Вот, например, выдающийся баритон Юрий Мазурок. Его голос был небольшой, но певец никогда его не поднимал, давал звука ровно столько, сколько нужно, чтобы голос летел и заполнял зал. Сейчас таких мало, а между тем, певец должен петь сам.
См. также:Народная артистка СССР Елена Образцова принимает поздравления с юбилеем
Микрофон – это для эстрады, там просто спасает певцов, которые, к сожалению, в большинстве не имеют музыкального образования. Я вообще был в шоке, что многие эстрадные певцы не могут спеть целиком все предложение. Поют буквально по две ноты, а потом все это клеить. Но у них целая армия фанатов, потому что главное не талант, а раскрутка…
– У оперных певцов тоже всегда были поклонники, и даже фанаты. Достаточно вспомнить, воюющих между собой «лемешисток» и «козловитянок». А у вас были такие оголтелые фанаты?
– Поклонники были и есть до сих пор. Но в оперном мире все держится в рамках интеллектуальных систем. Они приходят в театр, ждет с цветами после спектакля. Хотя я помню, когда пел в Глазго, поклонники взял меня на руки и тащила на руках, и это так рьяно, что порвал мне брюки. Но это может быть только на концертах в больших залах такого не происходит.
– Они думали в молодости, что в один прекрасный день ты станешь известным во всем мире певцом?
– Я никогда не был мечтателем. Никогда не думал о том, что будет. Мне понравилось тренироваться – тренировался. Мне нравилось играть в футбол – играл. Сначала за юношескую сборную, а затем за взрослого. В возрасте 16 лет меня взяли в тбилисское «Динамо». Потом я стал капитаном сборной Грузии, и мы выиграли чемпионат Советского Союза. И я горжусь этим чемпионским титулом.
Никогда не думал, что буду петь в опере. Но так случилось, что начал петь. Не думал, что меня примут в Тбилиси, театр оперы и балета и не мечтал, что я буду петь в Большом театре. Но это все случилось. Правда, одна мечта у меня, однако, была – петь так, как поют мои любимые певцы, записи которых я слушал в молодости. Это, конечно, Беньямино Джильи, который мне подражать. Но таких, как он, не будет никогда. Это явление природы. Раз случилось, вот и все. А как прекрасно он пел в операх Верди…
См. также:Контракт с генеральным директором Михайловского театра Владимиром Кехманом продлен на пять летПомощь
Зураб Соткилава – грузинский оперный певец, педагог. Народный артист СССР. Родился 12 марта 1937 года в городе Сухум. Хотя с детства проявлял способности к музыке и имел прекрасный голос и слух, Соткилава мечтал стать профессиональным футболистом. С 16 лет играл за сухумское «Динамо», а уже в возрасте 20 лет он стал капитаном сборной Грузии. Однако из-за полученных в 1959 году травмы был вынужден оставить спортивную карьеру.
В 1960 г. окончил Тбилисский политехнический институт и поступил в Тбилисскую консерваторию, в 1972 году. окончил аспирантуру в консерватории. В 1965-1974 годы Зураб Соткилава выступал в Грузинском театре оперы и балета имени Палиашвили, где исполнял ведущие партии в операх «Тоска», «Богема», «Риголетто» и других.
С 1966 по 1968 год стажировался в театре «Ла Скала». В 1973 году Соткилава впервые выступил в Большом театре с партией Хозе в опере «Кармен», а со следующего года он вошел в оперу, театр. В Большом в разные годы он исполнил партию Манрико в опере «Трубадур», Радамеса в «Аиде», Ричарда в «Бал-маскараде», Измаила в «Набукко» и Отелло в одноименной опере Джузеппе Верди и многие другие.
В 1976 году Соткилава начал учиться в Московской государственной консерватории имени Чайковского на кафедре сольного пения, а два года спустя стал профессором кафедры. Среди его учеников – Владимир Богачев, Владимир Редькин, Александр Федин и многие другие.
Елена Милиенко, «Новые Сообщения»
Об авторе