«Раймонда» в Большом театре
Балет «Раймонда» – последний классический шедевр и главный предшественник бессюжетной неоклассики XX века, в Большом театре идет в редакции Григоровича с большими фрагментами Петипа и других балетмейстеров XX века.
Но идет редко. Широкомасштабные трехактный балет, с развернутыми классическими ансамблями и двумя сюитами характерных танцев «Раймонда» на силу только в людных труппам высокого класса.
Сложность спектакля определяет и его нечастое исполнение, а с тех пор, как в репертуарную практику Большого театра вошла блочная система проката спектаклей, «Раймонда» и стал репертуарной редкость. Февраль блок из пяти спектаклей ждали от Большого театра почти 2 года, а в 2014 году – также два года.
В предыдущем блоке до двух лет появились два новых Жана де Бриена (главная мужская вечеринка, жених Раймонды) – Лантратов и Родькин, после этих вводов стало ясно, что «мужской тыл» героин обеспечен.
А вот вопрос с новой кровью для «фронта» – главной балеринской партии – был открыт для нынешнего сезона, когда состоялись долгожданные дебюты двух популярных танцоров Великого – Екатерины Крысановой, первое выступление которой в этой роли было компаний еще два года назад, блок, но тогда не состоялось, а самой молодой примы Большого Ольги Смирновой.
Обе балерины – на слух, но совершенно не похожи: первый – образцовый представитель московской школы, вторая – петербурженка, одна из лучших выпускниц престижного балетного школы в мире – Вагановской академии последних лет.
Первый – немного за 30, второй – еще нет и 25, а 6 лет в балете – большой срок. Первая – балерина в расцвете своего таланта, танец весь основной репертуар Большого, наиболее убедительны в ролях, которые требуют жизненной силы и виртуозности, лучшая Китри и неповторимый Катарина из «Укрощения строптивой».
Вторая – быстро, жрица танца, холодная и темпераментным, «белая королева» Большого, балерина «Баядерки», «Лебединого озера», «Алмазов» из россыпи «Драгоценностей» Баланчина и другие балеты большого стиля. Помимо «Лебединого озера» и «Бриллианты», у этих танцоров не репертуарных пересечений (Аврора не в счет, Ольга Смирнова станцевала только один раз, а Екатерина – Aurora молодым ногтей). Но на экзамене на универсальности балеринского роли в «Раймонде», они помирились, хотя и заочно.
Без Раймонды документально классической primo не полный. Пария – с категории балетного ультра-си. Большая танцевальная нагрузка – несколько дуэтов, развернутые танцевальные формы (па д’аксьон, Гран па), шесть сольных вариаций, несколько код – в основном инструментальный, а не игры, характер партии. И огромный груз предыдущих интерпретаций, сцена и постоянный зритель Большого помнит блестящих Рэймонд из недавнего прошлого: Ананиашвили, Степаненко, Грачеву.
См. также:Великая Польша в маленьком Монако
История балета-это простой и короткий, не дает возможности сказать что-то о характере Раймонды, но за то с избытком предоставляет музыка и танцы. В шести solo характер героини открывается различными гранями, музыка и хореография приводит Раймонду от молодости с ее свободой и шаловливостью через мечтательность девушки на пороге расцвета и преодоление искушения страстью к зрелой женственности и осознания силы своей красоты.
Пария требует и лирической кантилены, и стокаттной экспрессии, легкости и размеров, формами собственности adagio и allegro, академической чистоты и способности к характерным акцентам, последний классический ансамбль выполнен с заимствованиями из венгерского фольклора.
«Раймонда» в Большом театре
Дебют не окончательный диагноз, а быстро заявка на будущее. Характер одной из Рэймонд – Смирновой – ты знаешь, чего нельзя сказать о Раймонде Крысановой.
Ее дебют в «Раймонде» состоялся на два дня раньше, она станцевала на очень хорошем техническом уровне, сосредоточься на своем обычном уровне, в жанре качества – то есть, с легкостью преодолевая технические трудности, не показывая трудности текста, но и без блеска, покупка, без характера.
Первое действие балета, когда на самом деле работы почти нет, а один танец Раймонды заменяет другой, Крысановой прошло довольно уныло, не хватило красок, четкие формулировки, разнообразия, и, если хотите, не хватило упоения танцем.
Серьезное лицо, насупленные брови, сосредоточенность на тексте. Против ожидания, Крысанова не ударил в выходе Раймонды, а ведь, как известно из других балетам, например, в «Спящей красавице», выход может подать эффектно, занятия фитнесом.
Для венгерского Гран-па танцовщица не хватило графики. Заискрила Раймонда по-настоящему крысановски только в варианте 2 шага в па д’аксьоне, появилась улыбка, которая так идет танцовщица и острые ножки сами собой начали играть. Второй акт в целом вышел балерина наиболее успешным, ей удалось соблюсти баланс между сдержанностью, благородством и исключении пришельцы – образы с Абдерахманом стали наиболее яркими в ее новой роли.
Но главный партнер ей не помог: де Бриеном вышел Артем Овчаренко, который сам в Рэймонде выступал всего несколько раз, слишком мало «Раймонд», слишком много-де Бриенов – станцевал эту партию в первый раз в порядке с прославленными de Бриенами – Цискаридзе и Уваровым.
Овчаренко – не самый сильный партнер, хотя в сольной части партии выглядел органично – авторитет в роли рыцаря, любезность, мадам, изменчивость, помощь в постановке и полетами белого пальто. Отношения сурового рыцаря и серьезные Раймонды – был самый романтичный, быстро союзом долга, а не любви. В целом дебютный спектакль оставил чувство неудовлетворенности: Крысанова – яркие балетки, но пока против ожидания, не гарантируется, бледная вариант ее Раймонды.
См. также:В. Гергиеву присвоено звание «Герой Кузбасса»
Ольга Смирнова начала с более впечатляющего выхода: не смотря на то, что она в свои 24 выглядит быстро зрелой женщиной, а не девушкой, антре Раймонды она «прощебетала» с непосредственностью и веселой молодости. Не менее яркой была у нее и вариация второго акта, одна и та же, в которой заблестела и Крысанова, правда, последнюю часть Крысанова выбрала из двух наиболее распространенных сложнее – она отпрыгала на пальцах, а Смирнова легко поиграть ножками.
К сожалению, в середине этого сорта, не же коварный элемент – двойных туров в арабеск, Смирнова сильно упала, но как бы обошлось без травм: балерина под теплой поддержка охнувшей при падении аудитории принес сорт до конца и, показав бойцовские качества, и до конца спектакля она вела себя так, как будто ничего не случилось.
В результате неожиданного, но моментально исправленное, падение не испортило впечатление от новой Раймонды в целом, тем более, что у Раймонда Смирновой вышла девушка с характером.
Смирнова рельефней, чем Крысанова, артикулировала хореографический текст, избегая при этом ее естественную чрезмерности. В танцевальной части Раймонды Смирнова почти избавился от излишней барочности, витеватых поз, которыми она злоупотребляет в «Лебедином озере» и в «Бриллиантах», но, взяв в руки арфу на сцене подражать, предваряющей романеску, опять знакомые изогнулась в причудливой позе.
Конечно, к сильной экспрессии нынешней Марии Александра Смирновой в этой партии очень далеко, но ее ближний такой же бестрепетный образ Раймонды-гордячки, что исповедует и Александрова.
Смирнова – от природы не лирическая балерина, и Раймонда показала в очередной раз, что танцовщица ближе экспрессионизм, чем поэтика танца, так что второй и особенно третий акт, ей особенно удались – экспрессионизм идет и для готики отблеску в па д’аксьона второго акта и до венгерского bling Гран па третьего.
Правда, презрительный и жесткий отпор страстный «дикаря-сарацину» сделал образ Раймонды Смирновой простой, но холод этой Раймонды, ее гордость с самого начала не давала ему шансов. Даже смерть сарацина не произвел на нее впечатления – через пару минут после того, как у ее колен упал заядлый фанат, это уже улыбалась в объятиях жениха. Отношения этой Раймонды с де Бриеном стал союзом рыцаря-победителя неевреев и спасенной им девы марии, которая оценила его храбрость.
Не очень романтично и не очень юный образ Раймонды вышел у Смирновой, но очень характерным для природы этой балерины.
Партнером Смирновой был Денис Родькин, красотой и статью, он идеально подходит для этой роли, но идеальная фактура партнера «приземлила» Смирнов, высветила недостатки ее сложения – большие плечи, неидеальной формы ноги. Наверное, нужно иметь фигурку Захаровой, или, по крайней мере Никулиной, чтобы выглядеть рядом с Родькиным гармонично.
См. также:Концерты оркестра Юрия Башмета под эгидой «РГ» прошли в Волгограде
Дуэт с не очень мне нравится танцующая, но хрупкой и трепетной Никулиной, 2 года назад у Родькина вышел более откровенным. Конечно, и с Смирновой отыгрывал, найденные им во время дебюта методы романтического культа Рэймонд, но и сам танцор изменился, обрел уверенность в себе на сцене, исчез страх, да и сегодняшняя героиня не способствовала нежных чувств, поэтому дуэтная часть этой «Раймонды» спектакля она вышла высокого качества, иначе и быть не могло – Родькин славится своей партнерской надежностью, но формальной.
Сольную часть своей партии Родькин в большинстве провел, наверное, широкий стиль танца и близкий к феноменальной высоты прыжки очень идут к характеру этой партии, но это трудно и как-то смутно полный круг испортил впечатление от сорта последнего действия.
Сарацины Денис Савин (в спектакле с Крысановой) и Михаил Лобухин (Смирновой) обычно оживляли действие, были восточного слишком страстный, Савин, наоборот, перепрыгал Лобухина, но сильно проиграл с ним в точности актерской игры.
К сожалению, со сходом со сцены Дмитрия Белоголовцева – Абдерахмана предыдущего балетного поколения, в этой роли испарилась рыцарский элементом, который позволял и Рэймонд относиться не только как к предмету страсти, но и к предмету культа, и осталась только не ограниченная никаким кодексом чести дикости.
У Савина исчез еще и говорящий последний жест направлен Рэймонд – умирающий сарацинов «вынимает» из груди «сердце» и представляет ей свой последний дар.
Обе «Раймонды оставили горечь потери – точно так же, как на данный момент никто из молодого поколения не затмил рыцарственной доблести Белоголовцева, никто не подошел к романтической взволнованности де Бриена Цискаридзе де Бриена, мужественной надежности де Бриена Уварова, лучезарности Раймонды Ананиашвили, безусильной виртуозности Степаненко – наследницы по прямой легендарной Раймонды – Марине Семеновой, классическому изыску Раймонды Захаровой и жизнеспособности молодого Александра.
Пока никто из нового поколения художников старой «Раймонды» не создал запоминающихся образов, но есть еще время? Дебют-это только начало.
Людмила Гусева, muzcentrum.ru
Об авторе