Адомас Яцовскис. Фото – Александра Торгушникова
18 февраля 2016 года. в Большом театре состоялась премьера оперы Шостаковича «Екатерина Измайлова» в постановке Римаса Туминаса, художник-постановщик спектакля выступил его постоянный соавтор Адомас Яцовскис.
Это известный литовский художник, давно «прописался» на российской сцене – когда-то его декорации приезжали на гастроли в Россию с Литовским молодежным театром, театр Meno Fortas Эймунтаса Някрошюса и Малым драматическим театром в Вильнюсе, а в последние десятилетия неизменен декоратор постановках худрука Театра имени e. wachtangowa Римаса Туминаса.
Корреспондент «НИ» художник рассказал о работе над премьерным спектаклем в Большом, о сотрудничестве сценографа с режиссером и композитором, а также о своей нелюбви к бутафории.
– В эти дни Римас Туминас дебютирует на оперной сцене, у вас уже есть опыт оперных спектаклей. Какие декорации можно сделать на его «Катерине Измайловой»?
– Старался, как всегда, ничего не делать. Римас говорит про мои украшения: «мне Опять не сесть и не на что опереться!»
Там что – то от русской деревни?
– Ничего! Для меня вообще не имеет значения то, что это деревня. И что – русская. Для меня это атмосфера какого-то странного дома, где тяжесть и страсть просто висят в воздухе.
– Сейчас тенденция в опере – заполнить сцену конкретными предметами, приборами, устройствами, из нашего сегодня, чтобы ее «модернизировать»…
– Я так никогда не делаю! Современность – в мозге, а не в виде атрибутов. Стараются обновлять через вещи, но это не современно. Псевдосовременность не лежит на условность оперы!
Сколько я видел «Борисов Годуновых» актуализированных – смешно это выглядит: царь Борис в современном костюме и галстуке – основного направления современной западной оперы. Я не боюсь показаться консерватором. Для меня классическая опера не должна быть «осовремененной». Но и настоящее костюмированное действие – это анахронизм. Надо как-то обдумать. Наряды могут быть какие-то вечные, но не современные! Я вообще стараюсь меньше думать, я это чувствую.
Премьера этого сезона в Вахтанговском – «Минетти» – ремейк спектакля, поставленного Туминасом прошлой весной в Малом театре в Вильнюсе. Вы можете просто скопировать эти украшения?
– В Малом театре в Вильнюсе очень маленькая сцена, высота шесть метров, все зажаты. А в Вахтанговском – пятнадцать метров. И гораздо шире – большое черное пространство. Так что я повторил здесь только стойку портье. Здесь и движение сделано более интересным, и спектакль в пять раз лучше. А в Вильнюсе – тахикардии и немного старомодный. Не хватает размаха.
См. также Следствие подозревает в оказании давления на Павла Дмитриченко, решение об аресте которого принял суд
– Как взаимодействовать с режиссером? На каком этапе объясняет, чего он хочет от вас?
– Сейчас в драматическом работаю только с Туминасом. Римас говорит со мной через месяц, через два, три, четыре постановки. Это время, чтобы придумать, а потом, во время самой постановки, что-то исправить.
Мы пьем кофе и обмениваемся одним-двумя-тремя предложениями. Потом я говорю, что может быть на сцене. Туминас может сказать: «Нет!» Тогда мы говорим в другой раз.
– И с Някрошюсом было так же?
– С Някрошюсом совсем другая работа была. Някрошюс точно знал, чего он хочет.
– И твое самолюбие не страдает от творческой несамостоятельности?
– С начала не потому, что он лучше меня знал театр. А теперь мне было бы интересно.
– А музыка имеет для вас значение, как для сценографа?
– Нет. Но я ведь знаю, что Фаустас Латенас ее напишет. Фаустас иногда заходит посмотреть, что я делаю. А я его спрашиваю, какая это будет музыка. Он может ответить: «Грустно»…
– Что должен знать художник-постановщик, помимо работы, которая будет «тянуть»?
– Собственный драма, режиссер, театр, в котором он работает, учитывать финансовые возможности, и при этом оставаться собой. Работы и иногда даже лучше не знать. Основная проблема молодых сценографов – они часто не чувствуют, как это будет выглядеть на сцене. Вот смотрите: искусственный цветок на сцене выглядит, но реально – нет.
Не знаю, как это объяснить. Хотя я не люблю ненастоящих вещей на сцене. Я люблю все истинное – ложное, не реквизит. Чтобы деревянная вещь была настоящей, а не сделанные в столярной мастерской.
– То есть, найденные на помойке?
– На помойке, антиквара, на блошином рынке… Можно сделать новую и возраста. Но не выглядит! Что, конечно, должны рисовать – стена, например, не удается построить естественной. Нужно обращаться подделка. Но я стараюсь сделать так, чтобы она выглядела как настоящая.
– А костюмы вы создаете?
– Только если я делаю Чехова. Шить героев Чехова исторические костюмы – глупо будет, это анахронизм. Не выглядит. Я стараюсь делать выбор на самом складе – иногда можно так подобрать, что сам никогда не додумаешься. Немного поношенные, неярко выраженные, например, в пятидесятые года. Даже в шестидесятые годы. Пиджак – ни то, ни се. Если брюки слишком широкие. Или ткани в полоску… Не исчез, но поношенные, пожившие.
См. также:Наша землячка Валерия Сеоева готовится идти на знаменитую Флорентийскую консерваторию Луиджи Керубини
Правда, пару костюмов нужно делать самому – всегда есть кто-то из героев в хорошем костюме. Раневской надо шить. Ее брата можно забрать. Дочерей придется шить, потому что трудно подобрать скромное красивое платье.
– Нескромное легче?
– Нескромными полные склады театральные!
– Твой брат, сестра, сын и племянница занимаются пластическими искусствами. Закончил факультет сценографии Вильнюсского института искусств – с юности любил театр?
– С юности он хотел быть художником, скульптором, и на сценографию делал только потому, что только там преподавал один из лучших литовских художников, у которого я хотел учиться, – Аугустинас Савицкас.
– В какой-то момент осознать, что художник театральный?
– Я этого не понимаю. Наоборот – постепенно-медленно осознаю, что не я занимаюсь этим. Я не настолько люблю театр, чтобы отдать ему всего себя. Я стараюсь проводить там как можно меньше времени. В год я стараюсь не делать больше одного спектакля. Хотя раньше бывало, что делал и пять (это мой сын Юрий в прошлом сезоне сделал восемь).
Мне нужно было просто быть художником, а не театральной. Как художник я ценю выше. Хотя не на что жаловаться. Я работал с замечательными режиссерами, дай бог каждому. Но совмещать эти две профессии трудно! У меня больше нет сил. Когда он был моложе – мог. Выходил из попыток Някрошюса, шел в мастерскую и рисовал.
– Как и когда состоялся ваш дебют в театре?
– После института рисовал афиши в кинотеатре. Потом я должен был пойти в армию. После армии снова рисовал плакаты, год работал на телевидении, год перебивался, как свободный художник – никто меня не знал, никто в театр не пригласил. Пока однажды мой однокурсник не предложил мне сделать это вместо него «фрекен Жюли» в Шяуляе – был такой спрос, что не успевал. Ставил молодой тогда kaunas режиссер Гитис Падегимас.
Второй раз я попал в театр благодаря тому, что принимал участие в сценографической выставке, потом превратился в художницу в каунасском театре. А в 1978 году мой друг-художник ушел из Молодежного театра, и главный режиссер Даля Тамулявичюте, ученица Марии Кнебель, пригласила меня на его место.
См. также:Кризис стимулирует души
– Через полгода в Молодежный театр пришли Някрошюс…
– Мы для себя тогда не знали, но начали работать. Някрошюс никогда не был главным режиссером в театре. Но когда он ушел год, в 1991-м, театр развалился, можно сказать. А в 1993-м ушел и я.
– В перспективе у вас с Туминасом работа над совместным российско-греческого проекта » на сцене Вахтанговского театра…
– Попробуем сделать «Царя Эдипа» Софокла. Из национального театра в Греции. Будут играть российские актеры и греческий хор – пятнадцать человек.
– Как вы будете содержать?
– Этого слова я не использую.
– А что же вы делаете?
– Я делаю пространство спектакля…
Адомас Яцовскис – сценограф, преподаватель сценографии Академии искусств Литвы, профессор.
Родился 14 ноября 1948 года в Вильнюсе. Окончил Вильнюсский художественный институт по специальности «художник театра». Первой его работой стала сценография к спектаклю «фрекен Жюли» Стриндберга. Был главным художником Государственного молодежного театра Литвы.
Создал декорации к более чем 80 драматическим, оперным и балетным спектаклям в литовских и зарубежных театрах, среди которых: Национальный драматический театр Литвы, Литовский театр оперы и балета, Драматический театр в Каунасе, Риге национальная опера, Современный театр (Вроцлав, Польша), Московский театр «Современник», Государственный академический театр имени Евгения e. wachtangowa, Rep Theatre (Шотландия), Национальный театр (Рейкьявик, Исландия), Театр в Гетеборге (Швеция) и другие. Много работает с режиссером Римасом Туминасом.
Первая работа с ним стала в 1994 году, декорации к спектаклю «Улыбнись нам, Господи!», затем они пошли на «бал-Маскарад», «Мария Стюарт», «в ожидании Годо», «Ревизор», «дядя Ваня», «Пристань» (к 90-летию Театра e. wachtangowa), «Евгений Онегин».
Светлана Полякова, «Новые сообщения»
Об авторе