«Ваша дама бита», – слышит Герман в трагическом финале
Фестиваль «Золотая маска» открылся «дама Пик» Самарского театра оперы и балета. Новый участник фестиваля вошел в игру достойно.
Музыкальный театр из Самары первый раз в «Золотой маске», и даже в Москве его не было 30 лет. Этот визит – знак наступления нового этапа, одним из фактов которого стало завершение реконструкции здания. Сейчас на российской карте появился еще один театр, где умеют петь, играть и режиссировать.
Поставил «Пиковую даму» Михаил Панджавидзе – режиссер с большим постановочным опытом работы в регионах и республиках. Он не радикал и не консерватор. Казалось, что все в его спектакле был разработан, чтобы удовлетворить ожидания: зритель должен увидеть Петербург с силуэтом Петропавловской крепости, хромого вояку, командира армии мальчиков в Летнем саду, мундиры офицеров, девичье воспроизведение музыки под старинное фортепиано, трясущуюся старуху, проблемы, дождь и, конечно, игры в карты боя. Все в спектакле безупречно выполнено, однако, есть решения, отличные писание, небанально мышления мастера.
Например, до появления Лизы и Князя, только что помолвленных, мы видим несколько ложных пар, а выезд Графини предварен вождения несколько ложных Графинь в креслах на колесиках. Очень сильный ход – открытое противостояние Германа и Князя: реплику «Радуйся, приятель!» первый поет другому прямо в лицо. Наиболее эффектное место – смерть графини. Начинается она сразу после ее знаменитой песни: появились затем Герман адресует свои просьбы, моления и, в конце концов, угрозы уже бездыханному телу.
Заслуженная артистка России Евгения Тенякова ведет партию Графини замечательно, найти тембр голоса и игры для гневных тирад взбалмошной старухи, мечты об ушедшей молодости и неземной вещаний духа.
Хороши и все остальные художники. Партию Германа экспрессивно ведет Михаил Губский (к сожалению, дуэт второй картины произошла досадная ошибка). Лиза в исполнении Ирины Крикуновой голосиста, статна и величава. Сильно ведут роли Андрей Святкин (Государственного) и Георгий Цветков (Князь Елецкий), Юлия Маркова (Полина), а также исполнители вторых партий.
См. также:Фестиваль «Три века классического романса», — резюмировал
Главное же, что и оркестр с хором звучат чисто и прозрачно. За пультом знакомый нам Александр Анисимов, сдержанный и точный, собранные командой в целом и заботясь о том, чтобы был услышан каждый голос.
Дебют самарцев задал начавшемуся фестивалю отличную планку.
Петр Поспелов, «Ведомости»
Об авторе