Начинается фестиваль «Золотая маска»
Сегодня открывается 22-й Национальный театральный фестиваль «Золотая маска». Чтобы создать программу, эксперты посмотрел 774 спектакля в Москве, в санкт-Петербурге и в более чем в ста городах России. Но не только внушительное количество участников обратил внимание на выпускной в этом году. Задолго до объявления номинантов на «Золотой маски» средства массовой информации захлестнула волна критики и споров вокруг фестиваля.
Горячая полемика последнего времени вокруг «Золотой маски» обнаружила важную тенденцию: общество, вовсе не все равно, как будет развиваться современный театр. Таким образом, театр мы любим публикой и востребован. И поэтому фестиваль, согласились название Национальной премии, что и ответственность означает, что в национальных масштабах, пришлось отвечать на серьезные вопросы. Многие театральные критики говорят: проблемы копились не один год. Основная претензия части профессионального сообщества – отсутствие новых лиц в составе экспертного совета «Маски» и предсказуемость номинантов.
«Россия не только большой, в нем есть пространство, чтобы были разные театры, – считает член Комиссии СТД по критике и театроведению Григорий Заславский. – Театр новый экспериментальный театр-это довольно традиционный, тоже очень хороший. Кто-то говорит о том, что «Золотая маска» должна показывать только новые – мне кажется, что «Золотая маска» должна показывать только хорошее. Живой театр».
Споры, споры – их в этом году не удалось избежать даже американского «Оскара», но работа «Маски» продолжается. В Москве начинается фестиваль – беспрецедентный по количеству номинаций и диапазона участников, содержащих в себе классику и эксперимент. Уже традиционно фестиваль открывает новые провинциальные театры и города. В этом году список пополнили Серов, Ижевск и Новокуйбышевск.
«Спектаклей очень много – больше, чем в любой другой год, – отмечает генеральный директор фестиваля «Золотая маска» Мария Ревякина. – Кто-то говорил, что слишком много номинаций. Но на самом деле творческие номинации – лучший спектакль, актриса, хореограф, не так много. Только 41. Если это на великую Россию, это не много».
На просторах театральной России авторитет «Золотой маски» очень высокий. Михаил Бычков – режиссер, основатель и худрук Находится камерного театра – неоднократно получал награды. В этом году – во главе драматического жюри.
«»Маска» – это очень важно, особенно для нестоличных театров. Я знаю очень многих коллег, для которых это просто единственная возможность добраться до начальства, обратить внимание местных спонсоров и просто доказать аудитории, которая не всегда просвещенные, что то, что делает, что театр может быть чем-то, идущим на шаг впереди ожиданий аудитории»,
– объясняет режиссер, председатель жюри «Золотой маски» Михаил Бычков.
См. также:100 лет со дня рождения Павла Лисициана
Жюри будет действительно титанический труд. Отборщики фестиваля составили широчайшую палитру спектаклей. В одной только номинации «лучший режиссер» – 24 названия – от мастеров мирового театра, например, Ромео Кастеллуччи – для дебютантов награды – Айрата Абушахманова и Андреаса Merz-Райкова. От российских возмутителей спокойствия – Константина Богомолова и Кирилла Серебренникова в театральных гуру – Камы Гинкаса, Алексей Бородин и Валерия Фокина.
Среди тенденций в музыкальном театре – явное лидерство провинции над столицами. В авангарде – Урал: из Перми и Екатеринбурга – несколько музыкальных и балетных спектаклей, в то время как знаменитая Мариинка представлена одной оперы, и без балета. Отборщики отмечают большое количество дирижерских имен разных возрастов из разных регионов. С традиционными внизу, на верную смерть и старость классикой соревнуются эксперименты, такие как opera проект «Сверлийцы» в Электротеатре «Станиславский», который, безусловно, вызовет споры жюри, и не только.
«Мы живем, мы не должны забывать, в XXI веке. И то, что теперь ставятся оперы наших современников, это такая реальность очень хорошо. И «Маска», конечно, реагирует на это. И в этом году, еще раз повторяю, было отсмотрено много новых опер. И «Сверлийцы» – это один из самых важных проектов, который забил в этом году»,
– говорит музыкальный критик, председатель экспертного совета «Золотой маски» Екатерина Бирюкова.
Откроется фестиваль классической постановкой Самарского театра оперы и балета «Пиковая дама» Чайковского, работа Михаила Панджавидзе. У этой леди на фестивале двойная конкуренция: помимо других, соперничает с оперой-двойник Мариинского театра и первый держит удар, открывая трехмесячный золотой марафон. До середины апреля зрители будут смотреть то, что маловероятно, чтобы они увидели без «Золотой маски». Независимо от того, какие перипетии, «Маска» must go on (должно продолжаться).
Канал «Культура»
Об авторе