Владимир Юровский: «Если оркестр будет играть только музыку умерших композиторов, он не может развиваться»

Автор:Аида Воробьёвa

Владимир Юровский: «Если оркестр будет играть только музыку умерших композиторов, он не может развиваться»

Владимир Юровский

Первый в новом году московский концерт Владимира Юровского с Госоркестром им. Е. Ф. Светланова, знаки в 2016 году свое 80-летие, пройдет в необычном формате.

16 января в полдень по московскому времени на сцене Концертного зала им. Чайковского музыканты исполняют программу из произведений Сергея Рахманинова, который будет слушать публика в десятках городов и населенных пунктов России – от санкт-Петербурга до Владивостока, включившихся в образовательный проект «филармония Московская – филармониям России».

Футуристический «виртуальный номер» был открыт в конце ноября 2014 года, и с тех пор жители Абакана, Улан-Удэ, Кострома или села Малинищи рязанской области имеют возможность по субботам ходить на концерты, которые транслируются с участием выдающихся современных музыкантов из Зала Чайковского. Как показывает статистика, эти виртуальные концерты проходят с аншлагами. Накануне выступления Госоркестра мы говорили с его худруком Владимиром Юровским.

─ Для передачи выбрано произведение Сергея Рахманинова, а в программе прозвучит репертуарная редкость – цикл рахманиновских романсов в оркестровке, сделанные твоим дедом композитором Владимиром Михайловичем Юровским по приказу Яна Козловского. Что вы знаете об этой работе?

─ Московская филармония пригласила нас в программе, которая длилась не более часа, учитывая, что передача идет на Дальний Восток. Поэтому я предложил Первой симфонии Рахманинова, и те романсы, которые со времен Козловского в России не выполнялись. Действительно, этот пришел моему дедушке непосредственно от Козловского.

Знали, а может быть, это было связано с их общей украинскими корнями: Иван Семенович был родом с Полтавы, а дед мой – из Таращи. Говорить они стали уже в Москве. Козловский хотел ставить собственные концертные программы, и так, вероятно, идея оркестровать песни Рахманинова. Это было в начале 60-х годов. Рахманинов, как известно, в течение многих лет он был полузапрещенным композитором, и, хотя запрет на его музыку был создан еще до войны, многие директора филармоний и дирижеры из соображений безопасности. не принимали его в программу.

В числе немногих, продолжавших исполнять Рахманинова во все времена, были, Николай Голованов, Константин Игумнов, Лев Оборин, Ян Козловский. Еще в 40-х годах записал вариант рахманиновской «Всенощной», когда именно духовные произведения Рахманинова, связанные с христианской тематикой, до сих пор остается темой табу. Но Иван Семенович был глубоко верующим человеком, и когда он выбрал десять романсов с различных позиций, настаивал на том, чтобы его программа началась с романа «Христос воскрес».

Даже по тем временам хрущевской оттепели, это было очень смело. Ни для кого не секрет, что он для борьбы с разного рода чиновничьими препятствиями. Когда, например, в 1970 году исполнял украинские колядки в Большом зале консерватории, во время передачи в эфире не показали. Позже каким-то чудом записал небольшой тираж грампластинок с «Колядками», но во Львове, где в музыкальных магазинах хранится этот тираж, они послали людей из министерства культуры, которые уничтожили все диски, буквально ломая их через колено. Это было время.

Однако, мой дед за дело взялся и довел его до конца. И я хочу сказать, что в большинстве романов ему удалось поймать удивительный, неуловимый рахманинова тонн и не только рабски переложить фортепианной фактуры для оркестра, а найти какое-то свое решение, не изменяя при этом ни одной ноты. В цикле есть и довольно масштабные романы, как, например, «Сон» на слова Федора Сологуба с 38-го опуса, и такие миниатюры, как «Остров». И все они рассматриваются индивидуально. Козловский довольно часто исполнял эти романсы в концертах. Были даже сделаны записи романсов, в том числе с управлением Кирилла Петровича Кондрашина.

─ Кстати, в грампластинке, сохраненных Козловским с оркестром Большого театра, где дирижер Израиль Гусман, в списке числится не девять, десять, одиннадцать романсы в оркестровке Юровского.

─ Дело в том, что с Кондрашиным были записаны не все романы, а с Гусманом Козловский записал цикл полностью. Но одиннадцатый роман, как я думаю, был инструментован кем-то другим. В рукописях деда есть только десять романов. Кстати, впервые взял в руки эти романы из забвения, мой отец-Михаил Юровский. Сделал их в Норвегии, потом в Германии. Рукописи отдал в издательство Boosey & Hawkes, являющаяся владельцем произведений Рахманинова на западе. Boosey & Hawkes приняли это сочинение в каталоге, ему присвоен номер, ввели счет и печать оркестровые голоса.

Я уже исполнял этот цикл в Лондоне в прошлом году с Лондонским филармоническим оркестром. У нас был фестиваль «Весь Рахманинов», и мы сделали тогда это сочинение в одном концерте с Третьей симфонией и с фортепианными произведениями Рахманинова, переложенными для симфонического оркестра Юрием Марковичем Буцко. Так уж сложилось, что в тот день, когда мы начали в Лондоне, на практике, Буцко в Москве умер. Так складывается жизнь: Буцко знал и моего деда, моего отца: они неоднократно встречались, и я с большим уважением относился к нему, как к композитору. Я сделал эту обработку своего деда и Буцко в один день в одном концерте в Лондоне.

─ В 2016 году Госоркестра появился композитор в резиденции», и на концерте в Зале Чайковского 20 февраля прозвучит мировая премьера его сочинения, написана по заказу оркестра. В каком формате планируется сотрудничество?

─ На самом деле это очень важная для меня тема, и я рад, что мы объявили эту новость. На Западе такая практика существует давно: оркестр постоянно работают из современных композиторов, исполняют их писания, заказывают партитуры. Таким образом, развивается и репертуар оркестра, а сам процесс музыки. Но в России такого опыта не имеет, за исключением, быть может, единственный для сотрудничества оркестра Ленинградской филармонии под руководством Евгения Мравинского с Дмитрием Шостаковичем.

И впервые с тех пор, мы будем сотрудничать с современными композиторами, выбрав один год «композитором в резиденции». Конечно, на вкус и цвет товарища нет, но я выбрал композитора Александра Вустина. Я знаю, что его почерк, я знаю, что он может работать с самым разнообразным музыкальным материалом. 20 февраля прозвучит премьера его произведения «Песня Лукерьи». Это очень яркий и интересный материал сочинение, в котором сочетаются симфонический и фольклора языки.

Рассказ короткий, и я бы очень хотел, чтобы Александр Вустин написал что-то еще в том же духе – что-то типа цикла «Народные песни» Лучано Берио. В течение года мы выполним и другие сочинения Вустина – «Слово» для ударных и духовых, Sine Nomine для оркестра», Песня из романа Платонова» для мужского хора и оркестра. К 80-летию Госоркестра мы заказали ему результат, который будет показан 5 октября в Большом зале консерватории.

Я считаю, что это важно, чтобы оркестр работал из живущих композиторов. Если оркестр будет играть только музыку умерших композиторов, он не может развиваться, не будет в состоянии двигаться в будущее.

Ирина Муравьева, «Российская газета»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ