Денис Мацуев и Александр Сладковский на сцене зала имени Чайковского. Свадебная Фотография Климовой
Дениса Мацуева, Александра Сладковского – ты знаешь, праздник музыки настроение
Более «нового» человека, чем Денис Мацуев, трудно себе представить. И если в компании этого экстраверту, виртуозу, импровизатору есть такой единомышленник, как дирижер Александр Сладковский возглавил один из лучших музыкальных коллективов страны – Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан, оказывается настоящие праздничные мероприятия. Каким стал концерт 28 декабря в Московской филармонии, названный без трюков, но, безусловно, – «Рождественская рапсодия».
Можно даже сказать, название точно вдвойне. Во-первых, вся программа – на самом деле rhapsody», то есть объединение нескольких контрастных тем. Во-вторых, львиная доля сделанных работ – это по жанру рапсодии. Начиная от самой, наверное, знаменитой рапсодии в мире – Второй венгерской Листа, мелодии которой за полтора века распалась далеко от филармонических эстрад, доехав до мультфильмов и телефонных звонков. Ее мадьярско-цыганский огонь по мановению палочки Сладковского изменился фантастическими гармониями и экстатическими ритмами Испанской рапсодии Равеля. А затем вышел Мацуев, и звучал роскошный два человека песни на известный мотив 24-го каприса Паганини: Рапсодия Рахманинова и Вариации Лютославского.
Оба произведения – короны в репертуаре пианиста. Но рахманиновская вещь настолько богат и сложен, что даже победительного Дениса слышал, скажем, о разной степени успеха ее интерпретации. Случалось, что неважного качества оркестр «тормозится» солист. А бывало и наоборот – соседство с молодым неопытным коллективом, как будто раззадоривало музыка, как это случилось, например, в этом году на фестивале в Аннеси. Там Денис был акробатически эффектный в темповых местах, грустно ироничной в тихих вариантах, вселенски рад в знаменитой веселой сорта – мелодической кульминации всей партитуры. И до мельчайшей детали точного воспроизведения рахманиновского текста. Сегодня, на допрос журналиста, он почти достиг того уровня выполнения. Я думаю, что предпраздничная возвеличивание превратила некоторые фрагменты из музыкального грома просто в гром, так быстро и сокрушительно-напористо, как они были сделаны.
А в Вариации Лютославского на ту же тему-виртуоз «скорострельность» Мацуева, в котором мало конкурентов, оказалась выстрелом в самых, что не в первой десятке. После трагической, fir, по-русски отчаянной музыки Рахманинова сильно изношен, как 300-сильный mercedes, чудо европейской композиторской техники воспринималось эффектной бисовым росчерком. Денис, здесь как будто забрали душу, за отсутствие в программе его любимой «Пляски смерти» Листа – богатырски бряцает в последнее время везде, где только можно, даже по радостным поводам, как юбилейный фестиваль «Crescendo», но здесь жанр концерта и чувство юмора солиста ее исключают…
Во втором отделении общества беспроигрышно основали Первая румынская рапсодия Энеску и новый визит на Иберийский полуостров – поэма-рапсодия Шабрие «Испания». И – сюрприз программу, которая заключалась в исполнении Расподии в тонах блюз Гершвина. А точнее в том, как это прозвучит. Мало кто сомневался, зная страсть Мацуева к джазу, что такое искусство им не будет отведено в торжественном концерте. Но что именно он придумает? Тем временем на сцену уже снесли барабанная установка, а вслед за пианистом общество шли, известный контрабасист Андрей Иванов и барабанщик Александр Зингер…
В начале все шло «как надо», – весело застонал кларнет, заплел коварный гершвинские узоры пианист… Но в одной из созыва «стрелка» вдруг переехала на неизвестные пути, солист поддержали джазмены, появились также вариации на темы рапсодии… Новый срок – новый старт маршрута в неизвестность, холмы, с большим контрабасовой вариант, с соло барабанщика. Я хотел даже, чтобы это соло было больше, но подрядчик потом справедливо заметил, что с коллегами решили не переусердствовать, чтобы не разрушить композицию Гершвина.
Гершвина, по-моему, не больно. Уже на Новый год такую свободу музыкантам точно позволить. Кстати, на всю концепцию новоявленному трио заняло, по их собственному усмотрению, полчаса перед концертом…
А в заключение еще раз посмотрели на Рахманинова. Строго говоря, это был двух-с-половиной-минутная джазовая фантазия на тот же 24-й Паганини «каприс», но интонированный четко в рахманиновских штрихах.
После чего уже один оркестр «затих» свой фирменный номер – лихую симфонический танец «Стан Тамерлана» современного композитора Александра Чайковского.
Поздравления музыкантов в пестрой толпе своих друзей и поклонников (от балерины Екатерины Шипулиной в семье поп-певицы Валерии, чей сын Арсений Шульгин – молодой коллега Мацуева), журналист «Труда» узнал ближайшие планы героев вечера.
Мацуев завершил свой московский год – отпраздновать его наступление 2016 году поедет на многолетней традиции родной Иркутск, где будет радовать земляков Рождества фестивалем, а коллег из ванны в байкальской проруби. Сладковского же счастливцы увидят и услышат в Большом зале Московской консерватории уже вечером 31 декабря. Конечно, не одна, а за дирижерским пультом Российского национального оркестра. Среди солистов – легендарный Михаил Плетнев, который выступит 26 концерт Моцарта. И программа завершит Торжественная месса зальцбургского гения с участием певцов из России, Украины и Молдовы. Или любитель классической музыки представить себе более роскошный подарок?
P. S. Ближайшие концерты Дениса Мацуева, Александра Сладковского в Московской филармонии пройдут в феврале. 11-го пианист сыграет Первый концерт Брамса с Госоркестром России под управлением венгерского маэстро Золтана Кочиша. А 12-го Государственный симфонический оркестр Татарстана под руководством своего лидера выполняет классическую музыку от Генделя до Бернштейна. В качестве солистки приглашена прославленная немецкая певица-сопрано Симона Кермес.
Сергей Бирюков, «Труд»
Об авторе