Михаил Плетнев. Фотографии Владимир Вяткин
Маэстро Плетнев медленно, но верно разжигает новую традицию новогоднего вечера.
31 декабря он предлагает провести в кухонных работах, а в Консерватории, на концерте, где прозвучат произведения Моцарта. На фортепиано будет сидеть сам, а за пульт Российского национального оркестра встанет Александр Сладковский.
– Михаил Васильевич, сейчас часто звучит мнение, что современная русская литература измельчала. А современная русская музыка? Есть композиторы уровня Чайковского, Рахманинова?
– В течение последних 100 лет, на людей обрушилась лавина информации. Понять и переварить эту странную массу, пока не работает.
А эта музыка, которую мы играем, – она закончилась… Ну, я думаю, что Родион Щедрин, если речь идет о наших современниках. Да, это, можно сказать, остатки прежней роскоши – это еще с Шостаковичем был хороший знак. Если речь идет о молодых композиторах – наверное, рано или поздно должно прорасти что-то необычное, соответствующее существующих значений. Однако кризис уже, наверное, везде. Взять ту же живопись – ты неизбежно столкнешься с вопросом: а что такое искусство? Трудно ответить на этот вопрос. Теперь каждый, кто взял в руки кисть, – уже художник. Критерии размыты…
Сегодня разработчики отчаянно ищут чего-то нового, свежего. Поиск пока не работает. Но висит в Сикстинской капелле Мадонна Рафаэля – и на протяжении веков миллионы людей специально едут, чтобы посмотреть на нее. И ее, чтобы притягивать к себе все эти миллионы, вовсе не нужно быть одетым в костюм, предположим, байкерши…
– Многие музыканты сегодня говорят: классику нужно нести в массы. И проходят концерты, сочетает в себе классику и джаз, рок… А ваша позиция: классику нужно нести в народ?
– Дать воспитание, основанное на классике, нужно. А с детства – в школе, детском саду. Развития культурного наследия необходимо уделять гораздо больше внимания. Но мне не очень нравится термин «массы». Лучше говорить о воспитании просвещенного общества, которое несет ничего не нужно – оно само будет в состоянии найти то, что ему нужно, и возможность создавать новые художественные ценности.
– Русских писателей-классиков, в мире ценят за то, что они смогли добраться до таких глубин души, в которые человек и заглянуть-то страшно. А русская классическая музыка – за что ее любят и так активно играют в мире?
– Наверное, она просто хорошая, поэтому и популярная. Русская классическая музыка неразрывно связана с европейской культурой. Наши великие создатели, используя виды, возникшие в Западной Европе, окрашены ваши произведения и всего того, что свойственно русской душе, русской культуре.
Чтобы понять свою личность, русскому человеку всегда нужно смотреть на других. Быть может, так влияет специфика расположения России между Европой и Азией – провоцирует людей думать. Русские – очень активный народ. Любознательнее, чем многие. Рыскать везде, всем заинтересованным. Где еще в кухнях могут готовить такие бурные споры о судьбе человечества?!
И при этом русского человека-это не то, что комплекс неполноценности, но склонны корить себя, самоедствовать. Искать, где хорошо. Способность восхищаться тем, чего нет у нас. В других странах люди гораздо более сосредоточены на своих внутренних проблемах.
Светлана Остужева, «Аргументы и факты»
Об авторе