125 лет назад в Мариинском театре состоялась премьера «Пиковой дамы»
Сорок четыре дня – ровно столько потребовалось Чайковскому, чтобы сочинить оперу, которую сегодня иначе, как пик его творчества уже не называют.
«Пиковая дама» – одна из самых популярных опер в мире, а также самых многострадальных: сколько раз она меняется, уменьшается, даже чем то похожи. Премьера в присутствии композитора состоялся в санкт-Петербурге 125 лет назад, в Мариинском театре. Весной этого года представила очередную версию знаменитой оперы.
Оригинальная партитура оперы «Пиковая дама» Петра Ильича Чайковского, хранящиеся в Мариинском театре, для надежности в капсулированном виде. Но ознакомиться с характером композитора, с его стилем написания и нотной записи и так можно: документ электронный.
«Если вы посмотрите на его рукопись, я бы не назвала ее слишком грубой или какой-то не поддающийся транспорте. Здесь масса интересных деталей, мы старались для зрителей в театре, чтобы показать самые интересные страницы, где находится выключатель либретто, то есть рекомендации самого Чайковского на то, какие должны быть декорации, какие реплики произносят герои»,
– отметила начальник отдела сохраненную средств Мариинского театра Мария Щербакова.
Здесь, в Мариинке-2, открыта небольшая экспозиция: афиша первого спектакля, фото-художников, эскизы.
«Было несколько премьерных спектаклей, которые готовил сам. С Медеей и Николаем Фигнером, он одержал эти роли»,
– прокомментировала Мария Щербакова.
Еще одна выставка, посвященная «пиковая дама», работает в Шереметевском дворце. Там центральной фигурой экспозиции – княгиня Наталья Голицына. Именно ее считают прототипом женщины-графини из повести Пушкина. Кстати, автор «Пиковой дамы» мог быть другой композитор. Когда директор Императорских театров Иван Всеволожский предложил Чайковскому написать, он отказался.
«Ведь он год не отказался от этой идеи, Всеволожский его уговаривал, Чайковский говорил: я не хочу. Он не был большим поклонником романа а. с. Пушкина. А вот еще до того, как людвиг ван взялся за эту работу, его брат уже стал писать либретто»,
– сказала куратор выставки «Серебро и золото «Пиковой дамы» в Шереметевском дворце Елена Федосова.
Опера существенно отличается от почерка а. с. Пушкина. Во-первых, время действия – XVIII век, так хотел заказчик: возраст Екатерины пышные и блестящие. Во-вторых, в музыкальной «пиковая дама» изменен психологическая мотивация героев. Герман пылает страстью к Лису, а она уже не бедная родственница, а внучка старухи-графини, богатая наследница и красивая. В эту историю, Чайковский буквально влюбляется, так же, как и в героев оперы.
«Он сам пишет, что он плакал, когда писал сцену с Германом. Он плакал, когда Герман играл. И если в начале просто спокойно работает над оперой, то в письмах говорит: «Мне кажется, я боюсь ошибиться, но я написал шедевр»»,
– отметила Елена Федосова.
Сегодня оперы «Пиковая дама» с успехом идет в России и за рубежом, переведены на несколько языков. Свою последнюю, шестую «Пиковая дама» Мариинский театр представил в этом году. Почти каждый год на различных сценах появляются новые интерпретации этого произведения Чайковского.
Новости культуры
Об авторе