Исполняется 100 лет со дня рождения Георгия Свиридова

Автор:Аида Воробьёвa

Исполняется 100 лет со дня рождения Георгия Свиридова

Георгий Свиридов

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Георгия Свиридова.

Выдающийся музыкант, ученик Дмитрия Шостаковича, он развил и продолжил традиции русской вокальной и хоровой музыки. Наследие композитора разнообразны по жанру симфонии, концерты, оратории, кантаты, вокальные циклы и песни на стихи русских и европейских поэтов и даже музыка в фильме. Одна из самых известных тем композитора – к фильму «Время, вперед!» – стала музыкальным символом XX века.

Создание «Патетической оратории» является одним из самых захватывающих событий в истории музыки. Написана на стихи Маяковского – поэта, который сложно перевести на музыкальный язык. А Георгий Свиридов был в состоянии. Тогда, в 1959 году, в успех оратории мало кто верил. До премьеры в газете «Правда», мы подготовили статью «Творческая неудача». В печать она не вышла. Оратория Свиридова получила Ленинскую премию.

Георгий Свиридов открыл для музыки многих поэтов: распел строки Пушкина, Есенина, Блока, Сологуба и даже прозу Гоголя. Сам композитор назвал эти писания музыкальными иллюстрациями. Его же назвали самым вокальным композитором за то, что я чувствовал музыку слова.

«Его музыка интонация только подчеркивала интонации слова, не был изобретен, он был как открытая из музыки слова»,

– говорит дирижер, дирижер, народный артист СССР Владимир Минут.

Писал песни, кантаты, сюиты, сонаты и все на одну-единственную тему – Россия, ее история, люди и судьбы. Как когда-то Глинка кучерский шум поднял до оперного театра, Свиридов вывел на академическую сцену сельский фольклор в знаменитом цикле «Курские песни». Об этой композиции Шостакович сказал:

«Музыка-это так мало, а музыки очень много».

Свиридов выразительный в реальности, а не в форме, и считает Владимир Федосеев. Вспоминает тяжелые общие попытки: композитор буквально выжимал необходимое ему звучание.

«Были уроки с ужасной любви, раздражением, потому что Свиридов настаивал на своем. Иногда аргумент исполнителя в обморок, но ему все прощалось»,

– сказал Владимир Федосеев, дирижер, художественный руководитель и главный дирижер Большого симфонического оркестра имени Чайковского, народный артист СССР.

Идеи будущих сочинений к Свиридову приходят внезапно. Например, во время прогулки в лесу.

«Я видел, как вдруг быстро побежал домой, открыл пианино, и просто спел песню про бороду»,

– говорит певец, народный артист СССР Александр Ведерников.

Требователен, даже придирчив до мелочей Свиридов над каждым произведением работал годами. Исключение составила оркестровая сюита к фильму «Время, вперед!». Тяготясь необходимостью срочно сдать режиссеру результат и боится потерять вечерний клев – Свиридов страстно любил ловить рыбу, – он завел будильник и через час он написал одну из самых известных песен в России.

«Ответственность за сочинение нужно поделиться еще и со слушателем»,

– он считал, что Свиридов.

«Судьба культуры не только в руках людей, производящих художественные ценности, но и в руках тех людей, которые эти значения предназначены»,

– говорил он.

В столетие со дня рождения Георгия Свиридова канал «Культура» сегодня в 20:05 премьера документального фильма «Допрос эпохи». Затем в прямом эфире – трансляция торжественного концерта «Джордж Свиридову посвящается…» в Концертном зале имени Чайковского. Начало в 20:45.

Также всю неделю в эфире записи концертов с участием известных музыкантов и групп. Смотрите каждый вечер в будние дни в 18:25.

Новости культуры

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ