Израильская Оперный театр представит новую постановку «Трубадура»
Декабрь 2015 – январь 2016. Верди. «Трубадур». Дирижер — Даниэль Орен, музыкальный руководитель Израильской Оперы. Режиссер новой постановки – Михаил Знанецкий, давно проверенный на самых престижных сценах, в том числе, несколько лет подряд ставивший спектакли на Масаде во время летних оперных фестивалей. Добавить к ним еще имя известного видео художницы Михаль Ровнер — звезды современного искусства, а также ведущих израильских и зарубежных солистов в постановке «Трубадура» Верди — ярчайшего зрелища, вызывающего эмоции, аншлаг и любопытство. Первое представление «Трубадура» в новой постановке Израильской Оперы состоится в канун нового года – 31 декабря 2015 года. Показательно, не правда ли? Конечно! Переход из старого года в новый год под музыку Верди — в таком опыте, стоит принять участие.
«Трубадур» (Il Trovatore) – одна из трех опер, самый популярный оперной трилогии Верди – наряду с «Травиатой» и «Риголетто». Солисты в новой постановке – певцов, специализирующихся на «вердиане», исполняющий партии в операх Верди на ведущих сценах мира – Метрополитен-Опера в Нью-Йорке, Ла Скала в Милане, Ковент-Гарден в Лондоне и в других оперных театрах. Хор Израильской Оперы направляет Эйтан Шмайсер. Оркестр – Израильский Симфонический оркестр Ришон ле Ционе.
Видео-работы Михаль Ровнер будут показаны на трех экранах, которые стали неотъемлемой частью сценографии этого спектакля оперы.
Михаль Ровнер – израильская художница видео-арта – суперизвестна в мире в своей области. Не меньше, чем Даниэль Орен и Михал Знанецкий — в своих. В какой-то степени ее можно назвать культовой фигурой видео-арт. В разных странах по всему миру уже более 60 персональных выставок Михаль Ровнер, в том числе и ретроспектива в нью-йоркском музее «Уитни», на Венецианском биеналле, неоднократно в Москве и в Парижском Лувре, где выставка Ровнер стал «историческим» событием организована сразу в трех отделах музея, в том числе, и в «наполеоновском». Одна из ее работ была сделана специально для музея «Яд ва-шем» в Иерусалиме, вторая постоянно показывает в Неаполе, еще одна видео-фреска известна по всему миру – постоянно появляется в новом здании в Тель-Авивский музей искусств, где в огромной бетонной стене нижней патио идут бесконечные ряды фирменных «человечков» Ровнер. Михаль Ровнер уже принимала участие в постановке «Трубадура» в постановке одного из старейших оперных театров Италии — «Сан Карло» в Неаполе в 2014 году, где ее установки были украшения, и ключ к драме, став эмоциональные пейзажи, что происходит. С Израильской Оперы Ровнер сотрудничает впервые.
Искусство Михаль Ровнер четко позволяет понять, что такое видео-арт, и что это саунд-арт – всегда тщательно подбирает музыку для своих работ, сотрудничает с современными композиторами, среди которых и Филипп Гласс, сочиняющей «под ней», но на этот раз это музыка и драма определили стиль ее видео-установки, хаос на дорогах которых основывается, в соответствии с законами творчества Джузеппе Верди, музыке «Трубадура» — образец вердиевской мелодрамы, точка отсчета для многих композиторов 19-го века.
Ровнер – лауреат многих наград, в том числе звания почетного правительства Франции в области изящных искусств и литературы, звания почетного доктора Еврейского университета в Иерусалиме и университета имени Бен-Гуриона. С 2002 года, когда Михаль Ровнер впервые представила масштабную выставку своих видеоработ в Музее американского искусства «Уитни», использует движущиеся изображения, создавать выразительные живописные изображения. Времени на работе не существует, ее искусство – вневременно. Быть может, так же можно сказать и о музыке Верди в «Трубадуре». Музыки, суть которой – страсть, желание и тоска, интрига и свободы.
Музыку для оперы, впервые поставленной в январе 1853 года в Риме.
«Трубадур» – одна из самых известных опер Верди. Либретто написал менее чем за три месяца друг композитора Сальваторе Каммарано, но не успел его закончить это сделал поэт Леоне Бардаре. Действие этой романтической драмы с интригами и кровавой обмена, с поединками, мщениями, ядом и тайн – все происходит в Арагоне и Бискайе, в начале 15-го века. Сюжет заимствован из одноименной пьесы Антонио Гарсиа Гутьерреса (которая, в свою очередь, описывает некоторые реальные события) — один из самых талантливых испанских драматургов 19 века, в способности раскрыть женские образы. С того момента, когда Верди начал обдумывать оперу и до ее релиза прошло уже довольно много времени, хотя сам процесс создания занял композитора меньше, чем на месяц. Некоторые критики считают, что действие оперы слишком запутанным (на эту тему есть много оперных анекдотов), но музыка с лихвой искупает этот недостаток: такой яркий, выразительный и красноречива, что даже без знания итальянского языка сюжет этой оперы в четырех актах (восьми картинах) становится ясно. Хотя сложный средневековый сюжет оперы считается безнадежным даже только для рационального согласования. Но несмотря на все это, если очень коротко попытаться передать сюжет, то это будет выглядеть так: «Два брата-трубадур Манрико и граф ди Луна, не подозревающие о своих отношениях, становятся непримиримыми соперниками в борьбе за власть и за любовь герцогини Леоноры. Одержимый ревностью и местью, ди Луна убивает своего брата, которого искал всю жизнь по завету покойного отца».
Верди решил написать оперу на этот сюжет в начале 1850 года, вскоре после окончания работы над «Луиза Миллер». В письме от 2 января 1850 к Каммарано он просит написать либретто по драме испанского драматурга Гутьерреса (1813-1884) «Трубадур». Каммарано ответил не сразу: его смутил сюжет, который цензура могла посчитать крамольным. Между тем, Верди, окончил в 1851 году оперу «Риголетто», вновь требует от Каммарано ответа. Наконец, в апреле 1851 Каммарано отправит Верди версия либретто, но оно не подходит композитора. Новый текст Каммарано окончить не успел: летом 1852 года умирает, а остальную работу берет на себя поэт Леоне Бардаре. Потрясенный смертью Каммарано, Верди, однако далее он писал оперу, и закончил работу до конца 1852 года.
Со времени своей первой постановки в Риме в необычно темную и облака (но не новогоднюю) ночь полтора столетия назад «Трубадур» остается одной из самых популярных опер в мире. Сюжет оперы, как уже было сказано, основан на реальных событиях, но эпизоды оперы сгруппированы так, что многие ключевые обстоятельства происходят либо еще до начала основного действия оперы, либо в период времени, который, как предполагается, проходит между ее действиями. Но так как музыка оперы очень выразительны, счастлив персонаж или грустен, любит он или ненавидит, ясно всем. И страсти в «Трубадуре» ни на минуту не ослабевает.
Кстати, само искусство Гутьерреса, с успехом искать в Мадриде в 1836 году. Это романтическая драма с запутанной интригой и кровавой обмена, с непременными поединками, мщениями, ядом и несчастных случаев тайн. И в то же время это драма о свободе, не случайно спустя многие мелодии из оперы превратились в Италии в почти революционный песни.
Оперы «Трубадур» приводит знаменитый маэстро Даниэль Орен – музыкальный руководитель Израильской Оперы и всемирно известный специалист по итальянской музыке. Орен также является художественным руководителем оперы в Салерно в Италии. Даниэль Орен родился в Израиле. Его международная дирижерская карьера началась в 1975 году, когда он выиграл первый приз на конкурсе Герберта фон Караяна.
Сегодня работает в ведущих оперных театрах мира, среди которых лондонский Ковент-Гарден, Метрополитен-Опера в Нью-Йорке, Арена ди Верона в Италии, венская опера, а также в оперных театрах Парижа, Рима, Триеста, Неаполя, Генуи, Флоренции, Пармы, Турина, Венеции, Буэнос-Айрес, Сан-Франциско, Вашингтон…
Любовь к опере привил Даниэлю Орену великий американский дирижер и композитор Леонард Бернстайн, который в 1968 году выбрал его, тогда тринадцатилетнего мальчика, для сольной партии в своих «Чичестерских Псалмах», исполнявшихся впервые в нашей стране по случаю открытия Израильского Телевидения.
Хотя Даниэль Орен прославился прежде всего как оперный дирижер, его музыкальная деятельность не ограничивается только этим жанром музыки. Он много работает и симфонической музыки, выступая с такими оркестрами, как Академия Санта-Чечилия в Риме, Израильский филармонический, в Берлине филармонии, оркестром мюнхенского радио, на фестивале Маджио Музикале (Музыкальный май во Флоренции, и симфоническими оркестрами Кельна, Штутгарта, Франкфурта, Берлина, а также многими другими.
Режиссер Михал Знанецкий — один из ведущих современных оперных режиссеров, специализируется в оперных постановках под открытым небом. Этот режиссер, драматург и сценограф, основатель Festival Opera Тигре в Аргентине, родился в Варшаве. Сразу после окончания средней школы поступил на факультет театроведения в варшавской Высшей театральной школе, но его мечта была режиссер, поэтому в 1989 году он решил уехать в Италию, где формировал его художественный кумир Джорджо Стрелер. В начале Знанецкий был слушателем курсов культурологии в университете Болонья Умберто Эко, и только потом приступил к изучению режиссуры в Piccolo Teatro di Milano с управлением Джорджо Стрелера. Дебютировал спектаклем на музыку Монтеверди, пребывающим в 1993 году в миланском «Ла Скала». Он был самым молодым режиссером, работающим в этой знаменитой опере. Благодаря своему удобному дебют Михал Знанецкий начал получать предложения от итальянских драматических и оперных театров. В 1995 году он основал в Милане собственную театральную труппу Ape. Работает с Болонской оперы и многих фестивалей. Этот коллектив работает с Михаилом Знанецким в масштабных постановках под открытым небом. Знанецкий также в качестве арт-директора общества CON-Театр в Турине, которая сотрудничает с итальянскими театрами и фестивалями, занимается организацией семинаров и лабораторий театра, а также творческие и образовательные проекты.
Однако Михал Знанецкий, на счету которого уже более ста спектаклей музыкальных и драматических, является, прежде всего, режиссером оперы. В Израиле, он хорошо знаком любителям музыки, прежде всего, за спектаклей оперы на Масаде и в опере Верди «Эрнани», несколько лет назад показан в Тель-Авиве.
«Задача режиссера – передать замысел автора произведения оперы. Я стараюсь сохранить верность композитора, а не традиции, – говорит Михал Знанецкий. — Традиция – это способ исполнения произведения на сцене: годы, десятилетия, столетия. Общество привыкает к этой традиции и редко ссылается на оригинальной партитуры или воспоминаний автора, в которых указывает, что создал этот шедевр. Традиция оглушает и ослепляет. Мы уже не в состоянии вслушаться в слова либретто, мы не можем принять другую музыкальную динамику. Даже режиссеру было трудно прочитать книгу, ему легче и удобнее знать «больше и лучше», чем сам композитор».
Для того, чтобы принять участие в этой постановке «Трубадура» в Тель-Авиве, приглашенные для исполнения партии трубадура Манрико аргентинский тенор Густаво Порта (певший партию Марио Каварадосси в постановке «Тоски» на Масада), и известный тенор из Южной Кореи Альфред Ким, впервые выступающий в Израиле. Партию Леоноры исполняют сопрано Светла Василева из Болгарии (также выступавшая на Масада в роли Тоски в одноименной опере) и Динара Алиева из Азербайджана, для которого партия Леоноры будет премьерной в Израильской Опере, а также известная израильская солистка Ира Бертман. Партию графа ди Луны выполняют попеременно баритоны из Румынии Джордж Петен и Ионуц Паску, и баритон из Южной Кореи Тито J. Партию цыганки Азучены поют меццо-сопрано из США Марианна Корнетти, Энкелейда Шкоза из Албании (также первое появление в Израильской Опере) и израильтянка Светлана Сандлер. В роли Феррандо, военного капитана графа — бас-баритон Карло Сатриоли. В роли Рюица, солдата Манрико – Эйтан Дрори.
Спектакли оперы «Трубадур» Верди пройдет с 31 декабря 2015 года. до 16 января 2016 года. – 13 спектаклей.
Продолжительность представления – 2 часа 45 минут. Субтитры на иврите и английском. Разговор до премьеры – 26 декабря 2015 года.
София Нимельштейн, Маша Хинич, «Израиль в лицах»
Об авторе