Газета «Музыкальный обзор» № 10 (389, 390)
В номере:
IV Санкт-Петербургский международный культурный форум пройдет с 14 по 16 декабря.
«Золотая Маска» объявила номинантов. Советы экспертов завершила работу. Среди кандидатов — Дж. Ноймайер, Д. Вишнева, В. Самодуров, Р. Поль, А. Титель, Х. Герзмава, Т. Курентзис. Какие будут решения жюри?
События в мире современной музыки: юбилеи Владимира Тарнопольского, Юрия Каспарова, крупных фестивалях в Москве, Астрахани, Перми, премьера произведения Ираиды Юсуповой, престижная награда Александра Хубеева, результаты Академии молодых композиторов в Чайковском.
Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-данченко в предстоящем сезоне: оперные и балетные премьеры, туризм, подготовка к 100-летию.
Урал «Кармен»: испанские страсти на фоне танков. 13-постановка оперы жоржа Бизе в истории Екатеринбургского театра оперы и балета.
Событие
С 14 по 16 декабря в северной столице России пройдет IV Санкт-Петербургский Международный культурный форум. Ежегодная встреча, как всегда, соберет деятелей культуры, политиков, ученых из России и многих стран мира. Перед нами встречи, семинары, конференции, дискуссии, обширная концертная программа.
Работа будет идти в 12 разделах (Театр, Музыка, Музеи и выставочные залы, проекты, Кино, Цирк и уличный театр Народного творчества и нематериального культурного наследия, Балет и танец, изобразительное искусство, Сохранение культурного наследия, Литература и чтение, Массовые коммуникации, Образование), которые ведут известные деятели культуры и искусства: Михаил Пиотровский, Борис Эйфман, Вячеслав Полунин, Сергей Стадлер, Андрей Могучий, Семен Михайловский, Людмила Вербицкая и др.).
Форум будет посвящен 70-летию ЮНЕСКО.
«Золотая Маска»
Национальная театральная премия объявила номинантов конкурса-фестиваля 2016 года по итогам театрального сезона 2014/2015. В списке номинантов в категории «Музыкальный театр» — 33 спектакля (10 опер, 18 балетов в номинациях «балет» и «современный танец», 5 оперетт и мюзиклов), 121 человек (в том числе 15 дирижеров, 15 режиссеров, 12 балетмейстеров-хореографов, 6 композиторов).
Среди номинантов: дирижеры Александр Лазарев, Оливер фон Дохнаньи, Теодор Курентзис, Феликс Коробов, Евгений Волынский; режиссеры Александр Титель, Екатерина Василева, Дмитрий Бертман, Борис Юхананов; балетмейстеры Джон Ноймайер, Вячеслав Самодуров, Юрий Посохов; балерина Диана Вишнева; певица Хибла Герзмава; композитор Раймонд паулс.
Лидеры среди театров: Пермский театр оперы и балета — 5 спектаклей (3 оперы, 2 балета), 25 номинаций; Большой театр — 2 шт (1 опера, 1 балет), 18 номинаций;Екатеринбургский театр оперы и балета — 4 шт (1 оперы, 3 балета), 15 номинаций;МАМТ — 3 штуки (2 оперы, 1 балет), 15 номинаций.
Среди номинированных спектаклей — оперы «Сатьяграха» (Екатеринбург), «Сказки Гофмана» (Пермь), «Свадьба Фигаро» (ГАБТ), «Медея» и «Хованщина» (МАМТ), две Пиковые дамы» (Мариинский и Самара театр). Лидеры в балете — «Татьяна» (МАМТ) и «Герой нашего времени» (ГАБТ).
Театр «Геликон-опера» и Далее Бертман получили номинации в жанре оперетты/мюзикла («Прекрасная Елена»).
Подробности в новом номере «МО».
Опера премьера
В Екатеринбургском театре оперы и балета поставили 13- «Кармен» в течение более чем ста лет истории театра. Режиссер Александр Титель перенес лействие в послевоенной Европе с 50-х годов XX века. С помощью первой редакции (на диалоги), решил «повернуть» оперу в сторону немного другого вида:
«Мы (художник Владимир Арефьев и я) хотели, чтобы спектакль начинался как музыкальный, чтобы не было этого пресловутого «оперности» — ведь здесь даже обычных оперных арий не имеет. Точнее, в классическом смысле этого слова… две арии — Коул с цветком и ария Майкла — ну, еще, гадание Кармен. А остальные напевается, это набор шансонов, которые могли бы петь Шарль Азнавур, Мирей Матье, Эдит Пиаф и Ив Монтан».
А «Красивая музыкальная работа оркестра под управлением приглашенногоМихаэля Гюттлера (поставил в ЕГАТОиБ спектакли «Корсар», «Тоска», «Борис Годунов», «Летучий голландец», в 2006/2007 был руководителем музыкального театра) впечатляет своей «командной игрой». Все музыкальные средства работают на концепцию режиссера. Оркестровые вставки и марши, указанные быстрее, чем обычно. Заостряются ритмические акценты. Поэтому появляется ощущение опереточности с необычной яркой музыкой, запоминающимися мелодиями и вальсами, тонкости и деликатности выигрывающими у и. Штрауса и Оффенбаха. Но это часть концепции: роскошный музыка на фоне человеческих страстей» (из рецензии «МО»).
Музыкальный театр
Газета перечисляет 97-й сезон Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-данченко. Основные события — премьеры. Оперы «Волшебная лампа Аладдина» Н. Рота (российская премьера), «Манон» Массне, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева на Главной сцене; на Малой сцене — «Хорошая» Дж. Тавенера, «Ариадна» Мартина «Легенда об Орфее».
Как отметил арт-директор театра А. Титель, в новом сезоне изменился жанровый вектор:
«В минувшем сезоне на Главной сцене нашего театра царствовала Ее Величество Трагедия: как индивидуальная — «Медея» Керубини, как и национальная — «Хованщина» Мусоргского. В новом сезоне на Основной сцене зрителей ждут опера-сказка, лирическая драма и театральная игра».
Балетные премьеры: вечер одноактных балетов классика английской хореографии Фредерика Аштона; медиа-балет в 2 актах «Расемон. Вариации» Малая сцена); «Анна Каренина» немецкого хореографа Кристиана Шпука, художественного руководителя Цюрихского балета.
В планах театра — камерные концерты в Атриуме и Музыкальной гостиной, продолжение проекта «Большая Дмитровка, 17. История в лицах» 100-летие театра (который состоится в 2019 году): помимо творческих встреч с известными театральными деятелями, пройдут встречи с артистами, МАМТ, мастеров старшего поколения,
Объявлены оперные премьеры сезона 2016/2017 на Главной сцене: «Пиковая дама» Чайковского, «Царь Эдип» Стравинского, «Замок Герцога Синяя Борода» Бартока, «Коронация Поппеи» Монтеверди.
Информация
Газета представляет новые и относительно новые лица русской культуры:
Михаил бирман вернулся на должность директора Тюменской филармонии.
Бывший заместитель министра культуры РФ Иван Демидов возглавил Фонд развития современного искусства, идея создания которого поддержана в Администрации Президента РФ.
В российских регионах — новые министры культуры, руководители Отделов и Комитетов культуры (Московская область, Санкт-Петербург, Карелия, тюменская область, иркутская область).
Скандал
Вопиющий случай: студент Красноярской академии музыки и театра украл разработки у уважаемого челябинского композитора, члена СК России Алана Кузьмина.
«Алексей Житов представил себя дирижером Красноярского театра, он написал, что ему очень понравилась моя музыка, и он хотел, чтобы ее выполнить», — говорит Алан Кузьмин. — Через некоторое время он предложил мне написать произведение для исполнения на концерте, который состоится 21 мая в Красноярской краевой филармонии. Сообщил, что его исполнит оркестр Siberian Percussion», а он будет вести.
<…> Он просто стер мое имя, вписал свою, «выбросил» партии и исполнил мое сочинение, как свои, не изменив ни одной ноты, даже название сохранил <…> я Думаю, что и в истории этого не было».
Кузьмин был готов принять извинения, но Житов исчез. Тогда Кузьмин подал в суд. Решение суда передано 16 ноября: ответчик (Житов) обязан уплатить в пользу истца компенсацию за нарушение авторских прав и за моральный ущерб — всего 80 000 рублей.
«Рифма на 100 лет»
О чем писала «Россия музыкальная газета» Н. Ф. Финдейзена в 1915 году.
К 50-летию А. К. Глазунова, «кладбище колоколов» в Риге, обзор балетного сезона 1914/1915 в Москве, лос экспонатов музея и библиотеки Варшавского Музыкального общества и других новостях — в обзоре «РМГ» и «МО».
«По словам «Голоса Москвы», инспектор народных училищ амурской области отправлено через подчиненную ему училищам такой циркуляр: «…Пожалуйста, научиться с началом учебного года, с учащимися вверенного ему училища, отмеченный на обратной стороне этого патриотическую песню, сочиненную инспектор Гродсковского образования начальной школы г. Сусловым. Город Зея, Амур. 16 апреля 1915 года. № 1365. Инспектор народных училищ в 2. районе амурской области Владимир Васильевич Колокольцов». Предназначен для преподавания ряда инспектора-поэта настолько хороши, что, по его словам, «Забайкальской Нови» прочитавши их… «так и хочется ногой притопнуть». Вряд ли, вероятно, от восторга…»
Современная музыка
В этой категории — статьи к 60-летним юбилеям Владимира Тарнопольского, Юрия Каспарова — музыкантов-просветителей, прилагающих огромные усилия для распространения новой музыки в России.
«Мы обречены на прогресс. Я ничего не имею против классики, я на ней вырос, но если вы играете только — «завтра» не будет» (В. Тарнопольский).
«Я воспринимаю музыку как процесс. Этот ее вид, который мне близок, есть своя драма, логику развития материала, что в конечном итоге создает выстроенную форму целого» (Ю. Каспаров).
Статьи о фестивалях современной музыки: «Московская осень» в Москве, «Дни современной музыки» в Астрахани, Sound 59 в Перми.
Подробные материалы о российской премьере кантаты Ираиды Юсуповой «Песня о Буревестнике или скрытые желания революции» в «Электротеатре Станиславский» Академии молодых композиторов в Чайковском.
Издание представляет молодого композитора Александра Хубеева, лауреата конкурса Gaudeamus в Голландии. Хубеев — только второй российский победителем этого престижного конкурса (первый был в 2003 году Дмитрий Курляндский).
Оркестр
«МО» — это проект «Камерата России» — мониторинг деятельности камерных оркестров в сезоне 2014/2015. Репертуар, солисты, дирижеры, гастроли, фестивали, вечеринки и многое другое — в эксклюзивных материалах газеты, составленных на основе информации из команд во многих городах России.
«Камерно-оркестровое «ферма» в нашей стране разнообразны по форме и противоречивые по содержанию. В этом коренное отличие от Европы, где камерный оркестр имеет статус элитной команды. Этот статус определяется определенными традициями, камерно-оркестрового музицирования, определенном программой, приглашением солистов и дирижеров мирового класса.
В России понятие «камерный оркестр» довольно размыто. В некоторых случаях это команда из 10-12 человек, в котором понятия «оркестр» соответствует только название. В других — наоборот, растет до уровня малого симфонического оркестра, с постоянным участием приглашенных музыкантов. В-третьих — команда в составе симфонического оркестра, с нерегулярной практикой <…> Учитывая, что во многих регионах камерный оркестр — единственный источник музыки академической и нести «культуру» нет никого другого, образовательная сторона их деятельности очень важна».
Книги
В разделе представлены новые версии:
Х. У. Обрист. «Краткая история новой музыки» (Москва, изд. Ad Marginem Press, 2015).
«Новая книга Обриста — в эпоху 1950-1980-х годов, возродившей внимание композиторов к музыке авангарда практики (эту эпоху еще называют послевоенного музыкального авангарда, или второй волны авангарда). <…> На страницах книги разворачивается полная история всех авангардных музыкальных поисков: композиторы виртуально ссорятся друг с другом или соглашаются, дополняют и развивают общие идеи, критикуют или хвалят. И хотя многие интервью уже опубликованы в иностранных журналах, появившись впервые под одной обложкой, они дают срез эпохи, и не в состоянии понять движение в этом направлении искусства».
Л. Купец. «Музыкальная картина мира в художественном процессе. Исследовательские очерки» (Петрозаводск, 2014).
«Это сборник статей великого ученого, опытного педагога и публициста… Первое, на что обращает внимание читателя монографии — невероятное количество анализируемых лиц и событий: от неизвестного А. Верстовского в Г. в. Свиридова, Б. Асафьева в физике Вы. Бора. При этом все они объединены единственным «ключом»: анализ музыкальной картины мира».
В рубрике «Памяти музыкантов»: арфистка Ольга Эрдели; профессор Петрозаводской консерватории Тамара Краснопольская; бывший директор театра им. Сац Виктор Проворов; производитель, один из руководителей Госконцерта и РГКК «Содружество» в период 1988-2010 Анатолий Пилюгин; пианист Дмитрий Тетерин).
В графе «Образование» — подведение итогов учебного года 2014-2015 в Новосибирской и Уральской консерваториях.
В разделе «Конкурсы» — российские музыканты, лауреаты международных конкурсов за рубежом:
пианисты Алексей Сычев и Дина Иванова — первая и вторая премия на Международном конкурсе имени Листа в Веймаре и Байройте;
солистка Большого театра Алина яровая — приз на вокальном конкурсе OperaLive в Италии.
Газета печатает результаты и условия конкурсов, проводимых в России под эгидой Объединения (Ассоциации) в музыкальных конкурсах.
Специальный выпуск «МО»: к 80-летию Ростовского академического симфонического оркестра.
Об авторе