Юрий Александров: «Талант от Господа, а ремесло – зона ответственности»

Автор:Аида Воробьёвa

Юрий Александров: «Талант от Господа, а ремесло – зона ответственности»

Юрий Александров. Фото: Вера Волошинова

В Ростовском музыкальном театре готовится к премьере спектакля «Жанна д’Арк» в опере Верди. Это первое представление этой оперы в нашей стране. О том, что театр хочет донести до зрителей этой постановкой, — сказал режиссер Юрий Александров.

Что сегодня нужно театру и зрителям

– Опера Верди – это выбор театра?

– Это выбор музыкального руководителя-главного дирижера театра Андрея Аниханова. Когда театр предложил это неожиданное название, очень меня это заинтересовало. Верди я ставил много –пять–шесть раз «Отелло» десятка «Травиат». Поэтому поставить из Верди что-то свежее, особенно то, на чем лежит типа клеймо, очень хотел. У меня был недавно опыт с оперой, которая музыковедами осуждена была на положении падчерицы. Речь идет о «Повести о настоящем человеке» Прокофьева. Но я понимаю, что это шедевр. У гениев нет неудач, просто мы еще в какой-то степени не доросли до понимания таких произведений.

– Да и с оперы «Жанна д’Арк»?

Она очень компактная, я бы сказал, клиповая структура. Там музыки только на два часа. Верди придумал жизнь Жанны: то, что происходит на сцене, имеет отдаленное отношение к реальной истории. Верди не сжигает Джоанна, изобретает другой катаклизм – совершенно шекспировский: отец хочет убить свою дочь из-за каких-то подозрений. Опера у Верди начинается с того, что король отказывается от престола. Сцена следует за сценой, иногда совершенно не связываясь друг с другом. То есть, опера, мышления автора, абсолютно современные.

– После твоих объяснений я даже не спрашиваю, почему Верди, а не Чайковского.

– Если бы мне предложили поставить оперу Чайковского, я бы с таким же интересом он начал работать и с ней, так как знаю, что Чайковский – такой же гений, как и Верди. И в опере, наверное, так же, есть какие-то неизведанные ресурсы. О-это абсолютно на сегодняшний день!

Требуется героиня

– Так, о чем мы будем петь?

– Наше общество разобщено. Они погрязли в выяснении отношений, в дрязгах, которые приближают нас к войне. Нужен герой, который объединит народ – пусть это будет девочка, если не суждено нам завоевать мужчину-воина. Человечество мечется между материальным миром и духовным, добром и злом, в конце концов – между адом и раем. Эти метания и вносят некоторую боль в спектакль, потому что я сам переживаю все это довольно активно. Я недавно поставил оперу «Крым» на музыку крымского композитора Кузнеца. Эта постановка идет в моем театре в санкт-Петербурге. Потом я ставил «Молодой гвардии». Такие выступления необходимы не только зрителя, но и в театре, потому что молодежь должна понять смысл нашего существования: ведь мы живем не только для того, чтобы поесть и продолжить свой род, но и для более высоких целей. Так, что «Жанна д’Арк» – спектакль, конечно, исторический, но лишать его нынешних значений, что было бы плохо.

– Кто делает сценографию спектакля?

– Народный художник России Вячеслав Окунев, с которым мы также решили оставить в дизайне сегодняшних значений.

– Как вам удается вместе с вокалистами, которых не только нужно иметь в голове свою партию, но и творить ее, создавать художественные образы?

– Наша профессия – это игра, а художники – это дети. Если вы говорите с ними о чем-то интересном, о том, что их больно – они твои. Если нет согласия, то рождается команда, наивысшим достижением театра. Я спрашиваю только одно: «Почему сегодня ты вышел на сцену? Расскажи мне про это. Что ты этой сцене вы хотите сказать, что в этом я тебе могу помочь?». Главное –смысл. Я всегда говорю: «Талант – это от Господа, а ремесло – это зона ответственности». Если вы не можете озарить спектакль своим талантом, то сделайте его, по крайней мере, умный и понятный. Для того, чтобы люди задумывались над увиденным, выходя из зала. Сегодня время для актеров, которые для смысла, готовы отдаться режиссеру в полном объеме. Сегодня нет плохих театров, они убогие дирижеров и режиссеров. А художники – все от Бога. Если есть голос, надо из толстого сделать красотку, с неуклюжей девочки – обольстительную девушку, и так далее. Это профессия, и над этим надо работать, и хореограф, и режиссер, и сам актер, который должен понять, какую миссию несет. Хотя часто мои коллеги работают по принципу: «мне Не нравится тем зрителям, пусть уходят. Придут другие». Не придут. Борьба за зрителя должна быть постоянной.

Что ожидает от вас общество

– Здесь мы подходим к проблеме зрителя. Да, режиссер должен вести его за собой или потакать вкусам толпы?

См. также:»Памяти Булата Минжилкиева». «Хованщина» Мусоргского в Мариинском театре

– Вести, но не уйти в даль, чтобы эти самые зрительские массы не гибли где-то там сзади. Это умение приходит с возрастом: компромисс между режиссерскими амбициями и тем, что ожидает от вас общество. Но есть и «кулинарное творчество» – это термин моего учителя Покровского: прекрасный концерт в костюмах, хороший оркестр, хорошие голоса. И многих это просто. А общественной собственности мешает сегодня приходить в оперу залы. Я убежден, что для режиссера сегодня нужно обязательное понимание того, где вы ставите, что и для кого. Каждый регион, где вы едете поставить, ждет что-то свое. В Самаре на открытии оперы «Князь Игорь» должен был быть праздником. В Ростове, который искушен в театр, нужно было поставить этот спектакль с особым смыслом. И нужен был взрыв в Москве, потому что я ставил «Князя Игоря» почти под стенами Кремля, и нужно было пробиться через эти стены.

– Ваш «Князь Игорь», поставленный в Ростовском музыкальном – мощный антивоенный спектакль. А это все входит у Бородина-композитора и Бородина-автора либретто! Некоторые зрители, к сожалению, этого не поняли. Но в разных составах «Жанна д’Арк» – различные исполнители. Меняется ли от этого сам спектакль?

– В спектакле «Жанна д’Арк» я тренируюсь четыре состава.

– У нас в команде оказались четыре Жанна д’Арк?!

– А также четыре Кароля и до трех Джакомо. Я всегда иду на встречу художников, если они хотят работать. В моем театре, воспитание трупы всегда выходит на первый план. А с Ростовом я работаю давно, и мне интересно наблюдать за развитием ходячие мертвецы от уровня театра музыкальной комедии до уровня столичного театра.

– Да, пожалуйста, укажите самих исполнительниц роли партии Иоанны.

– Это, конечно, Наталья Дмитриевская, а также Марина Закарян, Екатерина Краснова, Анна Шаповалова. Они все разные. У Наташи Дмитриевской – образ лирический, у других более драматические образы. И я не хочу вообще натягивать одну и ту же «шапку» режиссерской концепции. Я вообще в восторге от ситуации с голосами в ростовском театре.

– А много ли найдется в России команд, которые могут предъявить публике четыре Jeanne d’Arc?

– Я таких команд не знаю. В Большом театре не было ни одной.

Дело

Юрий Иосифович Александров. Режиссер, художественный руководитель, директор театра «Санктъ-Петербургъ Опера». В 1974 году окончил Ленинградскую государственную консерваторию как пианист, в 1977 году получил диплом на факультете музыкальной режиссуры Ленинградской консерватории. С 1978 года по настоящее время – режиссер-постановщик Мариинского театра. Им выдается более 120 спектаклей в оперных театрах в России и за рубежом.
В 1987 году был основан Камерный музыкальный театр. Творческая лаборатория, как это задумывалось режиссером изначально, со временем реорганизовалась в профессиональный государственный театр «Санктъ-Петербургъ Опера».
Заслуженный деятель искусств России, лауреат Высшей национальной театральной премии «Золотая маска», высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит». Президент Ассоциации музыкальных театров.

Вера Волошинова, «Молот»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ