Юбилей Юрия Симонова

Автор:Аида Воробьёвa

Юбилей Юрия Симонова

Юрий Симонов

Свой семьдесят пятый день рождения художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Московской филармонии Юрий Симонов провел за своим дирижерским пультом.

В Концертном зале им. Чайковского оркестр 4 марта 2016 года выполнил: Симфонию № 5 Бетховена и «Дон Кихот. Фантастические вариации на рыцарскую тему» Рихарда Штрауса.

Пятая симфония Бетховена, пожалуй, одно из самых заигранных симфонических произведений в мире. Казалось бы, слушать ее даже в зале будет как-то известно, и поэтому не очень интересно. Но эти предположения, даже если у кого-то и были, улетели с первыми звуками музыки.

У меня таких предположений не было, по крайней мере, трех причин. Первая – я знаком с Юрием Симоновым и его творчеством с Всесоюзного конкурса дирижеров 1966 года, то есть ровно за полвека.

Вторая – в течение последних почти двадцати лет я слушал Симонова с его оркестром довольно много, и все его симфонические программы были интересные.

Третья – я слушал диск с его учетной записи live (2010 г.) этой симфонии Бетховена. И не только Пятого, но и набор дисков с его записями всех бетховенских симфоний. Все это были «живые» записи, что особенно ценно.

Каждая запись-это своего рода музыкальные консервы. А записи, где убраны все недостатки, вылизан каждый такт, каждое предложение, – консервы в квадрате.

Слушая записи бетховенских симфоний в исполнении Юрия Ивановича Симонова (почему я называю его полным именем, сейчас поймете) – в какой-то момент я понял, что они служат идеальным руководство для дирижеров. Не школярским руководство типа «делай как я», но и настоящей школой зрелого отточенного мастерства. Скрупулезного анализа всех деталей и баланс групп. (Поэтому я хочу называть его полным именем).

Все это делает его настоящим Учителем: и с уважением поддерживает высокие традиции профессии, и развивается их личность. Индивидуальность эта слышна с первых звуков симфонии – длительность ферматы в первом такте. Немного короче, чем в обычных записях О. Клемперера или К. Бема, не говоря уже о С. Челибидаке. Это делает выполнение динамизм.

См. также:Концерт в Большом зале консерватории продолжились торжества в честь Софии Губайдулиной

Так что эта фермата пала, и в юбилейном концерте. Но динамизм этот не нарушает общей монументальности и величии Пятой симфонии. Это звучит как единое целое, несмотря на членение на четыре части.

Каждая из частей является выдающимся. У меня любимая – вторая часть, Andante con moto. Но только в синтезе всех частей, Пятая симфония Бетховена сияет вершиной недосягаемой высоте, в обществе Соль-меньше Моцарта, Четвертая Брамса, Чайковского Шестой, Пятой Малера, Xv Шостаковича, Восьмой Шнитке. (Таков мой выбор. Ваш список, читатель, может быть иным, однако присутствие в нем Пятой симфонии Бетховена было легко предсказать, не так ли?)

Но есть еще одна особенность исполнения Симоновым Пятой Бетховена. Он просто не оправдал он ее пропел! Хорошо, что природа симфонии позволяет это сделать. Но это позволяет и академический оркестр, руководимый Симоновым уже восемнадцать лет, и по праву входящий в пятерку лучших московских оркестров.

Исполнение «Дон Кихота» Рихарда Штрауса продемонстрировало, какой разнообразной колористической палитры есть оркестр и его худрук, какими тонкими штрихами прописана каждая из тринадцати сортов.

Выбор этого произведения для своего юбилейного концерта Юрий Симонов отменил часть сокровищ оркестра, его солистов. Это скрипач Андрей Шорохов и альтист Валерий Симаков, солировавшие в «Дон Кихоте».

Но наиболее выраженный сольный характер носит здесь партия виолончели. Ее выполнили и были записаны самые великие мастера: Ростропович, Гутман, Du Pré, Йо Йо Ма, Фурнье, Тортелье и другие. Поэтому особого разговора заслуживает концертмейстер группы виолончелей, исполнивший в этом концерте сольную партию в «Дон Кихоте», блистательный Игорь Зимин.

Помимо игры в оркестре, ведет активную и успешную сольную деятельность. Даже имеет свой цикл концертов в Музее музыкальной культуры им. Глинки и Камерном зале Московской филармонии, где он привлекает музыкантов из АСО МГФ.

Игорь Зимин – тот редкий случай, когда оркестрант из струнной группы ведет себя и замечательный певец, кроме оркестра. (В Москве я знаю еще только одного музыка: концертмейстера Госоркестра им. Светланова скрипач Сергей Гиршенко.)

См. также:В Иркутске выступил знаменитый квартет Бородина

Игорь Зимин провел виолончельную партию блестяще. Каждый оркестр, я хотел бы иметь в своем составе такого великолепного мастера.

Юрия Симонова не без причины называют королем бисов. Бис, как всегда, блестящие. В этот вечер прозвучала Квартира борьбе с оперы Р. Штрауса «Кавалер розы».

Нельзя не отметить и еще одну важную сторону творчества Юрия Симонова, не нашедшую полного отображения в юбилейный вечер. Я имею в виду его очень внимательным и доброжелательным сопровождение в инструментальных концертах. (Свежий пример – 31 января в Зале «Филармония-2», когда оркестр очень чутко аккомпанировал Айлену Притчину в двух скрипичных концертов Паганини.)

Юбилейный вечер открыла короткая официальная часть. На главной сцене зала филармонии Юрий Симонов вышел вместе с министром культуры Рф Владимиром Мединским. Зал встретил именинника стоя, продолжительной овацией. После нее министр сказал, что ему нечего добавить к такой реакции зала, зачитал поздравление от Президента России в. В. Путина и вручил от имени Председателя правительства России Д. а. Медведева поздравительное письмо и корзину роскошных роз.

Владимир Ойвин

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ