Выставка «Сергей Прокофьев. Гимн Любви»

Автор:Аида Воробьёвa

Выставка «Сергей Прокофьев. Гимн Любви»

Выставка «Сергей Прокофьев. Гимн Любви» состоится в санкт-Петербурге

В этом году мир отмечает 125-летие со дня рождения блестящего русского композитора Сергея Прокофьева, чей вклад в сокровищницу музыки балета бесценен и неоспорим. Памяти музыкального гения ХХ века Международный фестиваль балета DANCE OPEN в рамках off-программы XV юбилейного сезона посвящает выставку «Сергей Прокофьев. Гимн Любви».

Открытие выставки состоится 15 апреля в 17. 00 в фойе Новой сцены Александринского театра.

Центральный сюжет экспозиции – главный балет Прокофьева «Ромео и Джульетта», история его создания и по-настоящему драматическая судьба. Доказательства ее оборота – от клейма «нетанцевальности», который скептики пытались положить на музыку мастера, вплоть до триумфального шествия балета лучшим сценическим сторон света – сегодня представляют собой неоспоримую ценность и бережно хранятся в коллекциях Государственного центрального театрального музея им. а. А. Бахрушина.

Уникальную экспозицию артефактов истории дополняют указанные костюмерным цехом Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского живые немузейные костюмы – роскошные ренессансные костюмы, в которых в наши дни на вновь погружаются в океан любви и умирают на сцене Ромео и Джульетта.

История музыки к «Ромео и Джульетты» с самого начала была окружена участков непонятные и таинственные. Мало кто знает, что на создание головоломной музыкальной конструкции Прокофьева вдохновила игра в шахматы. Вечеринка длиною в лето, которая была играть на 12 придвинутых друг к другу доски, могла бы войти в мировую историю шахмат. Но не вошла, потому что фиксировать ценные движения, никого не было. Композитор играл сам с собой, и рождавшаяся в процессе игры, музыка была его самой красноречивой, самой безусловной победой. В сентябре 1935 года работа была завершена.

Стоит сказать, что шокирующей доминантой оригинальной версии балета стал счастливый финал шекспировской истории, предложенный Сергеем Сергеевичем совместно с советским режиссером и шекспироведом С. А. Радловым. Сам Прокофьев в автобиографии написал:

«Причины, толкнувшие нас на это варварство, были чисто хореографические: живые люди могут танцевать, умирающие не будут лежа… Сработало на меня, однако что-то другое. Кто-то сказал: «В сущности, в своей музыке не удалась настоящая радость, в конце концов,» – и это была правда».

Чуть позже, после ряда консультаций с хореографами, балета выход был найден, а музыка – переписана под трагический финал.

См. также:Анна Нетребко подписала брачный договор с мужем

И да, с точки зрения современников, была слишком привыкла. Первые советские выступление балета, дополненного по настоянию хореографа Л. М. Лавровского рядом новых танцев и драматических эпизодов, состоялась только 11 ноября 1940 года в Государственном театре оперы и балета им. Кирова в Ленинграде.

Это был вариант в трех действиях и тринадцати картинах, с прологом и эпилогом, который впоследствии приобрел всемирную известность и воплощенного различными хореографами в лучших театральных сценах по всему миру. Поэтому среди экспонатов «Гимн о любви», да и многие рекламные щиты и плакаты спектаклей.

Шекспировская драматургия, одетая в новаторскую музыкальную форму, позволила многим звездам засверкать ярче, по-новому раскрыть свой талант, актерскую индивидуальность. Выставка представляет целую галерею портретов легендарных Ромео и Джульетты из разных лет в различных хореографических трактовках: Михаила Габовича и Галины Улановой, Рудольфа Нуреева и Марго Фонтейн, Николая Фадеечева и Майи Плисецкой.

Особое вдохновение дала известная по всему миру история о любви и художникам-сценографам. На экспозиции можно увидеть эскизы декораций и костюмов, созданные В. Я. Левенталем и С. Б. Вирсаладзе, и представить себе спектакли прошлого.

На особое внимание заслуживают редкие личные фотографии самого композитора за работой в офисе, на репетициях оркестра, за дирижерским пультом дистанционного управления.

Помимо архивных исторических материалов, представленных в музее им. Бахрушина, внимание зрителей, несомненно, привлекут современные экспонаты –костюмы, созданные для труппы Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского. Именно в этом театре под руководством Алексея Мирошниченко в 2013 году впервые на российскую сцену был перенесен широкоформатный балет «Ромео и Джульетта» в хореографии легенды лондонского Ковент-Гарден сэр Кеннет Макмиллан.

Сценические наряды из парчи, бархата и атласа, сшитые вручную, с учетом всех культурных и исторических канонов эпохи Возрождения, поражают своей аутентичностью. Тяжелые ткани, причудливые формы, яркие цвета – все это с легкостью переносит воображение зрителей в шекспировскую Верону.

См. также:Владимир Крайнев исполняет концерты Сергея Прокофьева

Художниками по костюмам выступили итальянских мастеров, которые сотрудничали с Фондом Macmillan ранее – в частности, создавались костюмы для «Ромео и Джульетты» в театре «Ла Скала» в 2010 году. Однако для постановки Пермского театра итальянские художники решили не повторять и придумали уникальную сценографию и коллекцию костюмов. По приглашению Алексея Мирошниченко с этой командой работала петербургский технолог Татьяна Ногинова, которая адаптировала костюмы для танцев, что делает их максимально удобными.

Итого было создано более 200 костюмов. В фойе Новой сцены Александринки будет представлена только часть, но и этого достаточно, чтобы поразить воображение зрителя. Посетители увидят костюмы главных героев – нежное платье Джульетты с первого бала, щегольский костюм Тибальда, напыщенным, специально богатые наряды синьоров Монтекки и Капулетти, элегантный костюм Париса. Кстати, интересная деталь: многие считают, что впитавшие в себя буйство красок и аромат Италии роскошные одежды, внутренней дисциплины и геометрии линии чем-то напоминают поэзию, шахматы… Каждый посетитель выставки сделает свой вывод сам.

Кстати, увидеть «Ромео и Джульетту» Кеннета Макмиллана в исполнении труппы Пермского балета и солистов Королевского балета Ковент-Гарден санкт-петербурга и гости города смогут 18 и 19 апреля на Главной сцене Александринского театра в рамках XV юбилейного сезона Международного фестиваля балета DANCE OPEN.

Период проведения выставки: 15 апреля – 22 апреля 2016 года

Режим работы выставки: с 11.00 до 20.00

Вход: свободный (в дни спектаклей вход после 18.30 билеты прилагается).

«Gallerix»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ