В Зальцбурге началась «Неделя Моцарта»

Аида ВоробьёвaАвтор:Аида Воробьёвa

В Зальцбурге началась «Неделя Моцарта»

В Зальцбурге началась «Неделя Моцарта»

В городе Моцарта проходит традиционный фестиваль, посвященный дню рождения великого композитора всех времен и народов, который появился на свет 27 января.

Среди участников фестиваля пианистов Пьер-Лоран Эмар, Андраш Шифф, Мицуко Учида и Фазиль Сай, скрипачка Изабель Фауст, виолончелисты Готье Капюсон и Мари-Элизабет Хекер, дирижеры Николаус Арнонкур, Джованни Антонини, Томас Хенгельброк и Марк Минковский; два года назад он занял пост художественного директора фестиваля.

Из ключевых персонажей «Недели Моцарта» Марка Минковского, как и Андреас Шиффа, подчеркивает особую прочность. Уже давно оба приезжают на фестиваль каждый, буквально каждый год, и оба за это вознаграждены.

Schiff – единственный участник форума, в течение двух дней подряд выступает с той же программой. Минковский – единственный дирижер, который впервые за долгое время фестиваль предложил поработать над оперой.

Это было пять лет назад – «Идоменей» Моцарта в постановке Оливье Пи прошел с большим успехом. Скоро Минковский был художественным руководителем «Недели Моцарта», принимая на себя ответственность прежде всего за оперу.

Свою деятельность в разделе форума маэстро начал с постановки «Луция наоборот» – ранней оперы Моцарта – с Роландо Вильясоном в титульной партии. Через год последовала опера «Орфей и Эвридика» Глюка, поставленная к 300-летию со дня рождения композитора.

Теперь в центре программы, необычная постановка: сценическая версия кантаты Моцарта «Кающийся Давид» с участием Бартабаса и театра «Зингаро», объединяющей в своих спектаклях конный цирк и элементы балета.

«Мы с Марком долго говорили о том, что нового можно сделать с Моцартом в рамках спектакля, но чтобы это была не опера. Начали думать о сцене Школы верховой езды, и это подсказало идею пригласить Бартабаса.

Соединиться с его театром на самом деле программа концерта музыки Моцарта – это не цирк, не кич, это что-то особенное. И мы решили рискнуть»

– рассказывает директор фестиваля Матиас Шульц.

В спектакле звучат еще два произведения Моцарт – Адажио и Фуга, а также Масонская траурная музыка.

Помимо трех представлений «Кающегося Давида», Минковский приводит еще два концерта, в противном случае плакат фестиваля отвечает Шульц. Как и предыдущий директор фестиваля Стефан Паули, Шульц не забывает о современной музыке – ряд вечеров, посвященный творчеству Эллиота Картера.

Этот американский композитор умер два года назад, в возрасте ста трех лет, однако живости ума и смелости идей, давал фору большинству молодых коллег. Два концерта, где прозвучат композиции Картера и Моцарта, дадут солисты камерного оркестра Европы, во главе с пианистом Пьером-Лораном Эмаром.

Эмар известен как виртуоз создания причудливых, парадоксальных и в то же время убедительным программ; нет сомнения, что это будет лучший вечер фестиваля.

Однако «Неделе Моцарта» в целом не хватает блеска, который отличал ее во времена Стефана Паули, обращавшегося к музыке XX века значительно чаще. Смело сочетая его с музыкой Моцарта и его современников, Паули составлял плакат, который был один сюжет – и свою историю, у каждой программы в отдельности.

Шульц же, скорее, мысли не понятиями, а циклами, в первую очередь, конечно, моцартовскими: все струнные квинтеты, квартеты, все фортепианные сонаты. Хотя такая нехитрая идея, как ежегодное выполнение нескольких симфоний Гайдна, помогла бы сохранить в программе фестиваля дух эпохи и музыки Моцарта, не повторяя из года в год одних и тех же работ.

Еще один цикл нынешней «Недели Моцарта» – все симфонии Шуберта; их представят Николай Арнонкур, Андраш Шифф, Лоранс Экильбе, а также молодые дирижеры Пабло Эрас-Касадо, Андрес Ороско-Эстрада и дебютировал в Зальцбурге Юрай Вальчуха.

В первый раз выступают на фестивале также Антонелло Манакорда и Айнарс Рубикис, директор Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. Плакат следующего форума впервые за несколько лет обойтись без тренера постановке; компании Моцарт составит Мендельсон, а наше время будет представлен произведениями Анри Дютийе.

Настоящим же репертуарным прорывом для Зальцбурга будет Симфониетта № 2 Мечислава Вайнберга; на закрытии фестиваля ее исполнит камерный оркестр «Кремерата Балтика».

Илья Овчинников, «Российская газета»

Об авторе

Аида Воробьёвa

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ