В санкт-Петербурге показывают Альфреда Шнитке

Автор:Аида Воробьёвa

В санкт-Петербурге показывают Альфреда Шнитке

Шереметевский дворец – Музей музыки принимает в своих стенах выставку «Шнитке Шнитке»

Шереметевский дворец – Музей музыки принимает в своих стенах выставку «Шнитке Шнитке», посвященный Альфреда Шнитке и сделаны «под ключ» польскими коллегами из Музея объединения музыкальной культуры им. Глинки.

О первом в истории выставочном проекте в суде отечественного классика XX века на открытии экспозиции обоснованный директора московского и петербургского музеев – Михаил Брызгалов и Наталья Метелица.

— О, сколько в свое время появление выставки, сделанные в 2014 году, в год 80-летия со дня рождения Альфреда Шнитке, в санкт-Петербурге сейчас?

Наталья Метелица, директор Музея театрального и музыкального искусства: Альфред Шнитке — композитор вне времени, и выставка, посвященная ему, когда все будет актуальной. Сразу согласились принять проект московских коллег еще и потому, что у Музея театрального и музыкального искусства есть своя живая история, связанная с Альфред Шнитке.

В начале 80-х годов, когда Шнитке был еще очень закрытой фигурой, которой музыку не исполнять в филармониях и консерваториях, приезжал в наш Дом-музей Шаляпина с премьерами своих произведений камерных. Он сам и Элисо Вирсаладзе играли тогда не на «Стейнвее», а на белом «Красном октябре», показали новые опусы, комментировали их. Шнитке был очень нежный, сдержанный человек и общество было с ним очень уютно. А слушали мы живого гения, затаив дыхание.

— Петербургский музей мог бы сделать выставку о Шнитке самостоятельно?

Наталья Метелица: Нет, у нас не было материалов. Да и у коллег тоже — ни один из «доноров» этого проекта не был бы в состоянии создать полную выставку только на своих материалах.

Посмотрите, сколько здесь участников — и Музейное объединение им. Глинки, и Театральный музей имени Бахрушина, и Саратов, и в Московской консерватории, и МХАТ, и петербургский фонд Ростроповича и Вишневской, и даже Музей Шнитке — он, оказывается, что есть в Московском государственном институте музыки имени Шнитке (в прошлом — Хоровое училище им. октябрьской Революции, в котором учился композитор).

Михаил Брызгалов, президент Национальной ассоциации музеев музыкальной культуры имени М. и. Глинки: Когда только решил собрать выставку об Альфреде Шнитке, вдова Ирина Федоровна отнеслась к нашей идее с сомнением: музыка Шнитке звучит, о великом композиторе много пишут, но как это сделать о нем правильное и яркий визуальный дизайн?

В конце концов, Ирина Федоровна, как полноценный соавтор концепции подсказывала нам, где взять те или иные материалы, что добавить, что убавить. Да и сейчас, когда на уже действующей выставке к нам подходят знатоки и подсказывают, какие еще фотографии, плакаты, книги, стоило бы включить в экспозицию, только удовольствие. Я убежден, что выставка — живой организм и должен развиваться. В Саратове, где она экспонировалась впервые, в московском Музее Сергея Сергеевича Прокофьева и здесь, в санкт-Петербурге выглядит по-другому. Кроме того, в санкт-Петербурге на ней выросла экспонатов.

См. также:Сергей Невский: «вне контроля»

— Какие экспонаты особенно дороги лично?

Михаил Брызгалов: я Не могу сказать, что именно эта книга или та результат. Для меня самое ценное, что выставка это звучит. На ней представлено очень много музыки — и каждый зритель, взяв наушники, может сам выбирать, что ему слушать музыку из известных кинофильмов или мультфильмов, знакомые с детства, или академические произведения Альфреда Шнитке.

С самого начала отказались от белого музеев мира, от обычных магазинных — здесь свет приглушенный и цветной, здесь установка Михаила Гаврюшова, на которой с дисков с фотографиями с помощью луча света, создает голографический эффект. С помощью современных технологий мы хотели погрузить зрителя в особую музыкальную и интеллектуальную атмосферу, передав сам дух музыки Шнитке.

Наталья Метелица: И коллегам это удалось. Выставка «Шнитке» — это произведение музейного проекта. Дерево, стекло, металл, сми — все это сочетается очень гармонично. Быть может, мы находимся в санкт-Петербурге предпочли бы более человеческий, более сентиментальный подход, но наш вклад в это дворцовый интерьер Шереметевского дворца, который добавляет экспозиции, пространства, воздуха.

— А если обобщить, какие ловушки ждут разработчиков выставки о композиторе?

Наталья Метелица: А как сделать выставку о театральном актере, режиссер или художник? Суть театра-это непосредственный контакт со зрителем, и в этом смысле театр и музей — две вещи несовместные. То же самое и с музыкой — это должно звучать, и должен как-то «выглядеть». Мы стараемся.

Я с глубокой грустью думаю о том, что умер Олег Каравайчук, и об этом тоже нужно сделать выставку. Как? Мы постараемся. У нас тоже есть персональная музейная история с ним — в начале 90-х Каравайчук играл здесь в Шереметевском дворце: подняться на фортепиано, хлопал крышкой… и Альфред Шнитке — кажется, что он здесь, он жив, но вот уже пришло время выставок в его честь.

Шереметевский дворец – Музей музыки (наб. Фонтанки, 34), выставка «Шнитке / Шнитке», до 4 сентября 2016.

Ольга Комок, mr7.ru

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ