В Будапеште отметили 90-летие композитора Дьердя Куртага

Автор:Аида Воробьёвa

В Будапеште отметили 90-летие композитора Дьердя Куртага

Джордж Куртаг забочусь о славе. Фотографии Джудит Марья

Последний живой классик авангарда пишет оперу, но не спешит.

После смерти Дьердя Лигети и Пьера Булеза Джордж Куртаг был последним из живущих классиков Европы.

Венгры традиционно гордятся своими деятелями культуры; этой гордости место рождения и место жительства культурного героя не является препятствием. Куртаг и Лигети, родился не в Венгрии, а в сопредельной Румынии. А в конце 1950-х годов переехал в Париж. Но и Ференц Лист был в Будапеште наездами, однако же, установил здесь музыкальную академию, в настоящее время носит его имя.

Именно в Академии Листа и развернулись основные события, связанные с празднованием юбилея: недельный фестиваль музыки Куртага, в рамках которого состоялся концерт как раз в день его рождения.

На нем в исполнении оркестра Concerto Budapest с управлением Андреас Келлер пала серия самых значительных симфонических положение именинника: Messages for orchestra, op. 34, Двойной концерт для скрипки и фортепиано с оркестром op. 27/2, …quasi una fantasia… or 27/1, New messages for Orchestra, op. 37а, – а также совместное сочинение отца и сына Куртагов, Диалог для синтезатора и оркестра, в котором сын – специалист в области электронной музыки – сам встал за синтезатор.

В принципе, это было очаровательно тихая, пронизанная нежными звонами музыка; огромные паузы, значение которых было важнее звука; щемяще красивое, нежное пение хора.

Культ спокойствия, которая царит в партитурах Куртага, изменяли природу автора: искренняя, немного стеснительная, бегущую велеречивости и громокипящего пафоса. Музыкальный идея всем очень прояснена, звукообраз устанавливается с первой ноты. Здесь важно звучание каждого тона, его динамика, агогика, «произношение каждого звука: звук имеет свой характер и даже внутреннее развитие.

Любовная отделка деталей, казалось, большой пиетет исполнителей к мэтру, который сидел в зале. Очень хорошо вел партию фортепиано в Двойном концерте Пьер-Лоран Эмар: ноты подряд шкале стекали, как прозрачные капли дождя по стеклу, под тихий звук, похожий на «музыку ветра».

См. также:Встреча с Башметом на Эльбе (другой)

Под стать Эмару была девушка, искусная виолончелистка Louise Hopkins. Как не более уместно прозвучал в конце программы Petite musique solennelle («Маленькая торжественная музыка»), посвященный пьеру Булезу, с которым Куртага связывали долгие годы сотрудничества.

Вчера состоялся камерный концерт в Будапештском центре музыки (BCM) – уютный, полностью лишен официоза. В нем наряду с камерными работ Куртага разных лет прозвучал отрывок из неоконченной оперы «Конец игры»: монолог главной героини снялась Хилари Саммерс.

И сразу же посыпались комментарии автора: по поводу агогики, фразировки, динамики, смысловых заполнения пауз. В конце концов, Куртаг, не выдержал и сам пошел к роялю: началась живая внеплановая репетиция, во время которой был тяжело, ничуть не смущаясь публичности, требовал от певицы соответствующего тембра и ритмического рисунка.

Опера по пьесе Сэмюэля Беккета была заказана Куртагу Зальцбургским фестивалем. Инициатором заказа выступил тогдашний интендант, Александр Перейра. Однако, автор не успел закончить оперу к оговоренному сроку. Постановка переносилась четыре раза: на ее место в афише вставали-это «Солдаты» Циммермана (2012), «Гавейн» Бертуистла (2013), «Шарлотт Саломон» Дальбави (2014), «Завоевание Мексики» Рима.

В 2015 году. Перейра покинул Зальцбург и перешел на кресло интенданта миланской La Scala. Вместе с ним переехал и идея постановки будущей оперы: теперь остановки назначены на 2018 г. На вопрос, не боится ли он того, что его опера так и не увидит света рампы, Куртаг ответил просто:

«Поппея» (он имел в виду оперы Монтеверди «Коронация Поппеи») спала три сотни лет. Может и моя будущая opera будет спать долго. Может быть, навсегда».

В мудром и спокойном ответы патриарха какие-либо отказ от суеты, связанной с внешним успехом и признанием: для него принципиально то, что опера будет написана. А есть ли услышат ее – не так важно.

Ненаписанная опера для Куртага стала некой платоновской идеей, формой, зазоры в вечность. Принцип work in progress, открытой формы, горячим поклонником которой Куртаг, распространился таким образом, из сферы музыки, искусства, процесса, в сфере метафизического.

См. также:В музыке, как в доме

Гюляра Садых-заде, «Ведомости»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ