В Большом вспомнили раису Стручкову

Автор:Аида Воробьёвa

В Большом вспомнили раису Стручкову

В Большом вспомнили раису Стручкову

В ноябре Большой театр отметил 90-летие Майи Плисецкой, а ровно через три месяца, – 90-летие ее подруги Раисы Зеленая, выдающегося балерина, 10 лет назад завершившей свой земной путь.

Обе балерины учили и производятся у Елизаветы Гердт, за которым стоит целый пласт истории балета: дочь Павла Гердта, который полвека премьерское положение в Мариинском театре, ученик своего отца и Михаила Фокина, прима Мариинского театра в царские и ранние времена, стал известным советским педагогом.

Ее большие учениц из одного выпуска Московского института школы 1944 года судьба сложилась по-разному: Плисецкая танцевала долго, очень долго, ориентируясь исключительно на собственном творчестве учащихся не оставила, а Стручкова, отслужил в Большом театре нужное для primo период, в педагогике была жива еще одну счастливую жизнь, воспитала несколько поколений танцоров Большого, на десятилетия продлевает карьеру последнего известного учеников Гердт – Екатерины Максимовой.

Первая ученица Раисы Степановны Зеленый в Большом Марина Леонова сейчас худрук Московской академии хореографии. Да еще перетащить нитку от коллег Петипа и реформатора балета Фокина до наших современников.

Стручкову Гердт думала, что одну из трех своих любимых учениц, вместе с Шелест и Плисецкой, а «Под» (так ее называла Гердт) стала самой близкой и самой преданной своему учителю. Такой, как Наталья Дудинская при Агриппине » или Геннадий Кулик в самой Дудинской. Преданность своему учителю, наверное, вознаграждается: и у Раисы Зеленая появилась своя преданная ученица и очень близко в жизни человека.

Имя этой школьницы хорошо известно – Нина Ананиашвили, балерина, которая была лицом Большого театра в течение двух десятилетий, и первая русская балерина, которая получила в постсоветскую эпоху мировое признание. Теперь Ананиашвили руководит балетной труппой Грузинского государственного театра оперы и балета имени Захария Палиашвили. Именно Нина Ананиашвили, объединив силы своего бывшего и нынешнего театра, и стал организатором и режиссером вечера памяти своего учителя Раисы Зеленый.

Празднование юбилеев выдающихся художников в Большом проводится в двух основных форматах. Вариант lite – заявляет посвящение спектакля текущего репертуара юбиляру, в более торжественных случаях проводится гала-концерт, приглашены гости из других театров танца в честь юбиляра, танцуют ученики выполняют характерную для именинника репертуар.

На этот раз только третья группа вечера можно было назвать традиционным гала в нем танцевали девушки Раисы Зеленый – тех, что еще танцуют, младшая из них – 35. А первые два были эксклюзивными: одноактные балеты двух известных российских балетмейстеров, связанных с Большим Юрия Посохова и Алексея Ратманского. Балеты этих балетмейстеров идут в Большом, но то, что привезла грузинская труппа, на сегодня, можно назвать только.

См. также:Алессандро Сафина презентовал во Львове свою новую программу

Первый балет – «Сагалобели» – Посохов поставил для грузинского балета в 2008 г., Москва видела только маленький отрывок из этого балета – дуэт в исполнении Лунькиной и Филина на бывшем бенефисе Цискаридзе, тогда все трое еще дружили друг с другом. «Сагалобели» много слышал, но в полной мере увидели только на вечеринке в честь Зеленая. Грузия-не чужая страна для Раисы Степановны – это не только родина его самых известных учеников, ее любимый муж и партнер – Александр Лапаури был грузином.

Первое отделение было интригующим, а во-вторых – ностальгическим. Балет «Леа» был последним из трех балетов, поставленных Ратманским, тогда еще солистом Датского королевского балета и малоизвестным балетмейстером, в частной антрепризы Ананиашвили – Фадеечева в начале нулевых.

Премьера балета была в Москве, большая роль была создана для Ананиашвили, а готовить ей помогала Раиса Степановна Стручкова. Когда Ратманский стал худруком балета Большого, возобновил «Lei» для Большого театра, но репертуарным долгожителем она не была. Теперь этот балет только в Тбилиси.

В этот вечер на сцене Большого театра «Lea» был сделан грузинских художников с Ниной Ананиашвили в главной роли и премьером Большого театра Александром Волчковым в главной мужской роли – Ханана. Он уже танцевал эту роль в Большом, но с первой вокалисткой Лей явился в первый раз. Интересно, что в этот же вечер в дивертисменте третьего отделения он выходил на сцену и еще один замечательный Ханан Великого – Дмитрий Гуданов, но танцевал совсем другие танцы.

Отрадно было видеть грузинских художников и Нину Ананиашвили на сцене главного театра России после долгого отсутствия. Почти четыре месяца назад Нина станцевала Маргариту с Арманом-Полуниным в балете Аштона на сцене Театра Станиславского, но на родной сцене ее не видел больше двенадцати лет.

Романтические были увлекательные грузинские мелодии и уникальное грузинское мужское полифоническое пение, под которые шел грузинский балет Посохова. Название балета не переводится: «сагалобели» – грузинская песня для музыкальной культуры это имя нарицательное – так в Португалии существует жанр фаду, а в Грузии есть сагалобели.

Балет бессюжетен, и так же, как в музыкальную ткань Сагалобели сплетают напевные этнические мелодии, его танец ткань ткать традиционные балетные формы – соло, дуэт и различные сложные команды, чисто инструментальные формы, в том числе редкие, полузабытые, роспись в восточном стиле.

См. также:Пан-флейтист Мишель Тирабоско произошла в санкт-Петербурге в рамках фестиваля «Шаг вперед»

Это не первый, а шестой балет Посохова, который я увидела московская публика, но мне кажется, что самый музыкальный и совершенный по форме.

Посохов – члена неоклассицизма, поэтому требуется pointe у женщин, обязательно проверенная веками технология выполнения сложных движений, но и «Сагалобели» это еще и восточная рук мягкость и гибкость корпуса, причудливые льющаяся музыка и вторящее ее женского тела, манкое и неуловимый.

Если бы не музыка, то точную этническую принадлежность этого балета не можно было бы отнести именно к Грузии, где женщина «течет», а мужчина становится на цыпочки, Посохова – наоборот, женщина на пуантах, а мужчина лишен даже полупальцев, приземлен. Корпус грузинки статичен и строг, и Посохова балерина весь балет захватывающих поворотов. Ну, это общие Восток, так как понимает его человек с запада – горячий, острый, чувственный. Под впечатлением первая сцена «Сагалобели»: на свет появляются эротические изогнутые женские фигуры, которые при полном театральном мире начинают «броуновское» движение, а его кульминация – тот же дуэт, который показывали московские художники Лунькина и Филин, теперь в оригинальном исполнении.

Ах, как хороши грузинские балерины – утонченные, с длинными руками и плавными движениями, но Екатерина Сурмава – лучше всех. В дуэте с мужественным и сдержанным Давидом Ананели ее героиня – квинтэссенция женственности: льнущая к мужчине и, сохраняя достоинство женщина, манящая и ускользающая, чувственная и чистая одновременно.

Пауза – и резкая перемена: вместо текстов грузинских сагалобели – диссонансы Бернштейна, вместо плавности и гармонии неоклассики трагических изломов и экстатичность «Lei», вместо гармонии мужчины и женщины, трагические страсти двух влюбленных, которым суждено быть вместе, не в жизни, а только за ее пределами. Драматический спектакль «Леа» в пьесе Анского, поставленный Камерным еврейским театром, был известен в 30-е годы прошлого века, полный мистики и символизмом литературная основа, еврейский колорит – благодарна балетная фактура и сложная музыка, которую так любит Ратманский, вдохновили его на постановку балета в исполнении «Lei».

Большой времен Ананиашвили давал своей главной звезде карт-бланш в классических постановках, но был скуп на новые роли, она заказала Ратманскому Лею, и эта роль стала важной вехой в ее актерской карьере. Несмотря на потери, связанные с возрастом, которые оказались в большинстве на открытом воздухе (может быть слишком густой был мрачный, ее недавний Мария выглядела куда моложе Leu), но не на танце, в этот вечер, в центральной части программы в Большом зале по-прежнему царила одна из немногих танцоров, которые секреты актерской подлинности, Нина Ананиашвили – Lea, под чуткий аккомпанемент заматеревшего актерски и пластически Александра Волчкова – Ханаана и своих подопечных – грузинских художников.

См. также:Умерла балерина Майя Плисецкая

Второй перерыв – и новая смена жанра и настроения: в намоленных декорации и намоленных костюмах старой версии дивертисмент из балета «Дон Кихот» форму, которая была опробована во времена Нины Ананиашвили, когда номера из балета выполняются поочередно с несколькими художниками. Только один сорт – мужские, добавлено с близкородственной «Дон Кихоту» «Пахиты» (ее исполнил Дмитрий Гуданов).

В этой торжественной части программы на сцену Большого вышли ученики знаменитого Китри-Зеленый – прима Большого Марианна Рыжкина, ведущая солистка Анастасия Горячева и иностранная звезда – прима Голландского балета Анна Цыганкова, довольно известная в Европе своей интерпретацией этой роли. Последней было отдано свадебное па-де-де Китри, Рыжкина – самый простой Китри Великого, станцевала вариацию с кастаньетами, а Горячева – балерина лирического амплуа, Китри не танцует, но ей очень пошла вариация Дульсинеи из сна Дон Кихота, она и стала лучше, благодаря легкости и изящества.

Все началось с торжественного fandango, танцы дивертисмент закончился главными балетными трюками с коды «Дон Кихота»: все три кавалера – главный Базиль вечера, Семен Чудин, графичный и элегантный, легкий и летучий Базиль – Артем Овчаренко и элегантный Люсьен из «Пахиты» Дмитрий Гуданов в финале совместно открутили большой пируэт, а Анна Цыганкова, Анастасия Горяева и солистка театра имени Палиашвили Нуца Чекурашвили – фуэте.

Вечер обрамлялся лаконичными и запоминающимися обращений к памяти Раисы Зеленый – в начале Анастасия Горячева вынесла цветы на правой директорской ложи, в которой часто на выступления своих учениц сиживала Раиса Степановна, а в финале Нина Ананиашвили поставила свечу к портрету Зеленый.

На экране был момент в прямом эфире Стручкова, действительно самая живая из тех, кого знавала эта сцена. В оригинальной легкости Марианны Рыжкиной, в оригинальной нежности и женственности Анастасии Горячевой и фирменном огне Нины Ананиашвили продолжает свою жизнь.

Людмила Гусева, muzcentrum.ru

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ