«Траурная песнь» Игоря Стравинского прозвучала в московской консерватории

Аида ВоробьёвaАвтор:Аида Воробьёвa

«Траурная песнь» Игоря Стравинского прозвучала в московской консерватории

Владимир Юровский

Сто шесть тактов, которые изменят мир. Музыкальный мир, конечно.

В Большом зале столичной консерватории состоялась премьера.

Если только допустимо считать премьерой исполнение произведения уже звучавшего, но пропавшего сто лет – сделано «Траурная песнь» Игоря Стравинского.

Он написал ее на смерть своего учителя н. Римского-Корсакова. Учителя, который наставлял молодого композитора забыть о консерватории, из благих побуждений – он опасался, как бы тот не потерял свой неповторимый дар. И, в некотором смысле, еще крепче связал Стравинского к себе.

Если рукописи не горят, и партитуру не портят. Правда, в Санкт-Петербургской консерватории нашли только комплект оркестровых голосов «Погребальной песни» Стравинского.

Результат же исчез в вихре революции. Удивительно, но Стравинский совершенно не помнил, что я написал, может быть, потому, что исполнили песню только один раз, в 1909 году.

Весной 2015 года, когда в Консерватории готовились к ремонту, в библиотеке на первом этаже здания обнаружили целый склад списанных нот, которые в балансе не нашли, и лежал там, наверное, несколько лет. Между прочим – папка с оркестровыми голосами потерянное произведение Стравинского.

«Когда я начала смотреть в деталях-это набор оркестровых голосов, оказалось, что там 58 партий, они рассчитаны на большой симфонический оркестр, около 90 человек»,

– говорит декан музыковедческого факультета Петербургской консерватории Наталия Брагинская.

Доказательства того, что именно Стравинский, были не только на титульных листах, но и в самих нотах. В «Погребальной песне» слышен новый гармонический язык автора «священной Весны» и «Жар-птицы».

«Вступление очень напоминает вход в «Жар-птицу», те же басы хроматизированные, только контрабасы начинают штуку, но идея брожения в басах заложена уже здесь»,

– объясняет Наталья Брагинская.

Дирижер Владимир Юровский считает, что после «Погребальной песни», написанной на смерть н. Римского-Корсакова, Стравинский, ни в одном другом произведении не позволял себе быть настолько выразительные» и, таким образом, раскрыть чувства.

Смерть н. Римского-Корсакова стала для него сильнейшим ударом. Ведь тот был единственным учителем молодого композитора.

«Тема сама по себе очень простая, состоит из нескольких звуков. Эта тема практически без изменений, то есть на эту тему и венок. О ложатся, как венок на могилу, и повторение этой темы практически без изменений, только с транспозициями на некоторое количество градусов, становится мнимой горой венков на могилу великого мастера»,

– говорит художественный руководитель Государственного оркестра России имени Светланова Владимир Юровский.

Мировая премьера произведения состоялась в Санкт-Петербурге. 2 декабря прошлого года «Погребальную песнь» исполнил Симфонический оркестр Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева.

Теперь, после московской премьеры и открытия Года Стравинского, которая состоялась в четверг, «Погребальную песнь» услышат и в других музыкальных столицах мира.

На 19 сентября запланирована премьера произведения в Лондоне. Дирижер Эса-Пекка Салонен.

«Я не в состоянии сказать, что для меня это волнующее событие. Прикоснуться к музыке Стравинского, который никогда не слышал, это удивительно!» ,

– признает главный дирижер оркестра «Филармония» Эса-Пекка Салонен.

Находка «Погребальной песни» это действительно сенсация, – говорят музыканты. Жаль, что сам Стравинский не услышал забытую музыку.

Алексей Черепанов, Новости культуры

Об авторе

Аида Воробьёвa

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ