Территория творческого отчуждения?

Автор:Аида Воробьёвa

Территория творческого отчуждения?

Хабаровская граница филармония

События, происходящие в последнее время в развитии социально-экономического и культурного развития хабаровского края, обращают на себя особое внимание.

Ранее высказывались мнения о необходимости создания в Хабаровске Театра оперы и балета, и о проблемах Музыкального театра. Сегодня я хотел бы поговорить о Хабаровской краевой филармонии и симфоническом оркестре.

30 июля в Хабаровской краевой филармонии состоялся совместный концерт ДВАСО и симфонического оркестра Театра оперы и балета в китайской провинции Хэйлунцзян. За пультом сводного оркестра в этот вечер стоял два дирижера – Chen Hao и Тигран Ахназарян.

В этом году концерт двух оркестров и их дирижеров дал возможность сравнить качество подготовки музыкантов, профессиональный уровень их руководителей и навел на размышления о ситуации в дальневосточном симфоническом оркестре, а также о проблемах всей академической музыкальной культуры региона.

Что может дирижер?

В многолетней истории Дальнего востока симфонической замечательные страницы. С оркестром выступали известные на всю страну дирижеры К. Элиасберг, Н. Рабинович, Н. Рахлин, Ю. Николаев, Ф. Мансуров, Р. Матсов, М. Паверман, а. Дмитриев, А. Людмилин. Оркестр рос с ними на глазах.

Много лет руководил Виктор Тиц, продолжая практику приглашения известных дирижеров на трассе, в городе Хабаровск. Он много сделал для оркестра, как в творческом, так и в плане организационном. Как значится в материалах на Дальнем государственной библиотеки,

«в 1991 году. Тиц ушел с оркестром из-под власти Хабаровской краевой филармонии. Оркестр стал самостоятельным творческим коллективом, финансируемых непосредственно администрацией хабаровского края. Для этого акт У. Тица побудили желание свободы и независимости в осуществлении художественной политики, желание, чтобы сбросить «оковы» организации филармонической системы, возможность самому создавать коллектив оркестра».

Такой смелый шаг был в значительной степени оправдано. В настоящее время оркестр находится снова в составе филармонии.

Приглашают ли сейчас дирижеров такого высокого уровня в г. хабаровск оркестр, как и раньше? Конечно – нет! После ухода из жизни Виктора Тица было проведено уже два конкурса на должность главного дирижера.

В 2007 г. победил Илья Дербилов. Он работал с оркестром в 4 года, в интервью для газеты «MK.RU» (8.07.2011) сказал, что оркестр

«…едва дышит, но сохранились традиции по-прежнему. Благодаря им и выживаем».

А в 2012 году. «Вестям Хабаровска» признался:

«Год назад я понял, что сейчас меня это был бы хороший второй дирижер в оркестре статусом выше, а возраст главного дирижера должна быть более прочная» («Прощальный концерт»).

По итогам конкурса 2013 года на должность главного дирижера был назначен Тигран Ахназарян. Дирижер «более солидного возраста» оркестра и не появился.

И все-таки, интересно понять, а как «статус» имеет ДВАСО накануне своего 80-летия? Ведь уже почти 5 лет носит звание «академический»! Это почетное звание, как известно, присваивается коллективам за выдающиеся достижения в развитии культуры, искусства, постоянно обогащающийся репертуар произведениями отечественной и мировой классики, наличие квалифицированных творческого состава, на который устанавливаются различные доплаты и предпочтения регионального характера.

Репертуар или поппури?

А между тем значительная часть мирового симфонического репертуара Дальневосточным симфоническим оркестром, так просто не проходит. На плакатах отсутствуют такие широкие крылья, как, например, «Жизнь героя» или «Альпийская симфония» Рихарда Штрауса, «Ноктюрны», «Море» и «Образы» Дебюсси, «Вальс» и «Испанская рапсодия» Равеля, «Весна священная», «Пульчинелла» и симфонии Стравинского, «Концерт для оркестра» Бартока. Зритель, лишенный возможности услышать цикл всех симфоний Брукнера, Малера, Прокофьева, Глазунова, Скрябина. С 15 симфонии Шостаковича и 41 симфонии Моцарта в репертуаре оркестра не более четырех.

Особая тема – отсутствие в Хабаровске профессионального академического хора, о необходимости создания которого еще на открытии в 2013 году. Первых Дальневосточных хоровых ассамблей говорил нынешний заместитель председателя правительства а. в. Федосов:

«Мы думаем о создании регионального хора».

Из-за отсутствия хора в филармонических концертах не исполняются оратории Вивальди, Гайдна, Баха, Генделя, «Немецкий реквием» Брамса, реквиемы Верди и Моцарта, «Кармина Бурана» Орфа, кантата Танеева, Чайковского, Гречанинова, «Колокола», «Весна» и «Три русские песни» Рахманинова. В Хабаровске не звучит, с участием хора ряд симфонии и оратория Бетховена, Малера, Скрябина, Прокофьева, Шостаковича, Свиридова, 100-летний юбилей, который в 2015 году широко отмечается в России.

Перечислили список впечатляет. А если на минуту предположить, что есть люди, которые считают, что хабаровск слушателя к восприятию этой музыки еще не готов, то что тогда, извините, все эти годы Дальневосточный академический симфонический оркестр?

В репертуарной политике оркестра симфонической настоящее время предпочтительным популярной классики, аккомпанементам солистов и приезжих команд оперные представления, литературно-музыкальной композиции «по мотивам» балет «Чиполлино», «щелкунчик», «Спящая красавица» и других «путеводителей в оркестре».

Ребенок, в первый раз приходит в филармонию – всегда более строгий слушатель! Должен обеспечить высокое качество выполняемой работы. Заигрывая «костюмированными представлениями», можно упустить целое поколение будущих слушателей, которые, услышав второй раз оркестр, спросят:

«Почему в хабаровске оркестре не звучало вся музыка щелкунчика, а на сцене не было, арфа и челеста»?

Кадры решают все

В современном симфоническом оркестре традиционно играет от 90 до 110 человек. Чтобы не нарушить баланс звучания в группах оркестра, количество струнных инструментов должен соответствовать тройному или четверному состав духовых и может состоять из от 54-56 музыкантов и многое другое.

В дальнего востока в учебе – столько сейчас играет в оркестре. Для сравнения: Омский академический симфонический оркестр – 99 музыкантов УАФО в Екатеринбурге – 105, в АСО Новосибирской филармонии их 110. В струнной группе, соответственно, 59, 62 и 67 музыкантов.

Проблемы ДВАСО в стандарте у струнных дополняются проблемами у духовых. Как говорят музыканты, ощущается острая нехватка исполнителей, в частности, фаготов, труб, валторн. Еще свежий пример с поиском музыкантов для «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича. В интервью 6.05.2015 года. на GuberniaTV, главный дирижер Тигран Ахназарян, работал с оркестром два сезона, с тревогой признался:

«У нас кадровая проблема, у нас не хватает музыкантов, и я лично сам просил, чтобы из военных оркестров к нам присоединились музыканты».

В филармонии много лет не имеет исполнителя на арфе, и, наверное, каждый раз перед дирижером стоит трудный выбор: или вместо арфы электронное пианино, или вообще не выполнять работу, где есть этот инструмент. А он присутствует почти в половине мирового оркестрового репертуара.

В Хабаровской краевой филармонии функционируют еще два экипажа классической ориентации: камерный оркестр «Серенада», в котором играют почти одни и те же музыканты, что и на дальнем востоке в симфоническом, а так же, превратился в квинтет – ансамбль камерной музыки «Глория». Сам ДВАСО, скорее всего, находится между маленькой симфонии и расширенного репертуара оркестра.

Директор филармонии А. П. Емельянов долго и довольно хорошо ориентируется в проблемах в оркестрах, но как-то уже много лет не в филармонии, ни в Министерстве культуры хабаровского края их не решают. Еще в 2013 году А. П. Емельянов сказал «Вестям» Хабаровска:

«Со струнными сегодня у нас есть проблема существует на объединение групп. Нужны новые силы, требует новых и новых музыкантов».

Однако не слышал, чтобы проводились официальные конкурсы на замещение вакантных должностей артистов оркестра. Пока складывается впечатление, что в Хабаровской филармонии не будут в обозримом будущем укомплектовывать штаты, поднять зарплаты, выделить жилье, расширять репертуар, как бы ожидая, пока все проблемы «рассосутся» сами и Дальневосточный оркестр перестанет быть «академический» в реальности. Сегодня, видимо, важнее «растущие показатели», «эффективность» и «неимоверная красота» от фестивалей, приглашения гастролирующих коллективов из Москвы и Санкт-Петербурга.

Подиум

В искусстве, спорте и других видах деятельности при создании профессиональных команд на территориальные уходит в прошлое, особенно в тех регионах, где ощущается нехватка своих высококвалифицированных сотрудников, к которым можно отнести и Хабаровского края. С появлением возможности услышать лучшие оркестры и театральные представления в интернете, приезжих «Солисты», «Виртуозов» или «Мариинку», становится все труднее держать своего зрителя в прежнем качестве.

Очень показательным примером современных решений творческих вопросов, было открыто во Владивостоке Приморского театра оперы и балета. Появление в городе залов с отличной акустикой и создание в опере замечательного симфонического оркестра, позволили в кратчайшие сроки выполнить все 15 симфоний Д. Шостаковича и оратория, симфонии и концерты С. Прокофьева, провести музыкальный марафон Чайковского со звездами мирового уровня, не говоря уже о театральных постановках, в которых принимают участие солисты оперных театров мира.

Деятельность Приморского театра оперы и балета стала объединяющим и генерирующим центром музыкального эффективности и создала огромные отставания в развитии культуры Приморья на десятилетия. Благодаря тому, что сегодня вновь возрождается и практически оснащен другой оркестр Владивостока – Тихоокеанского симфонического оркестра Приморской краевой филармонии.

Присутствие в столице каждого федерального центра театра оперы и балета, симфонического оркестра театра музыкальной комедии – это показатель благосостояния, визитная карточка и своего рода – подиум. И Хабаровскому краю необходима реализация новых приоритетных проектов в области развития культуры, которые могут значительно оживить музыкальную жизнь региона, привлечь в край не только инвестиции, туристов, но и стабилизировать творческий климат, удовлетворить кадровый дефицит.

Этим проектом может быть появление в Хабаровске Театра оперы и балета, который будет так необходим современный город театральный и филармонический салями. Создание новых рабочих мест для музыкантов оркестра, хора, вокалистов и танцоров театра позволит решить стратегический вопрос сбора всех музыкальных коллективов Хабаровска, а так же педагогического состава ХГИИК (ректор С. Н. Скоринов) и других вузов специалистами высокой квалификации, давая импульс для дальнейшего развития образования.

Идея строительства Театра оперы и балета в Хабаровске уже поддержали многие жители хабаровского края, а также выдающиеся певцы Елена Образцова, Владимир Галузин, Борис Стаценко, дирижеры Владимир Спиваков и Роман Моисеев, директор театра «Израильская Камерная опера» Рейчел Каминкен-Напарина, критик, оперный певец из Санкт-Петербурга Людмила Лаврова, директор музыкально-хоровой школы «Тополек» Бряузова Елена (Хабаровск), преподаватели Детской хореографической школы г. Хабаровска, Дальневосточная ассоциация любителей хореографического искусства и т. д.

На одном крыле?

Постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2015 № 628 и 630 созданы территории опережающего социально-экономического развития «Познань» и «Комсомольск». Общая сумма инвестиций составляет почти 50 млрд рублей, планируется создать около 6,5 тыс. рабочих мест, поступления в бюджет системы ориентировочно составит 16 млрд рублей.

«Мы в авангарде, мы смотрим с надеждой на создание ТОР, мы считаем, что это реальный инструмент развития территории»,

– сказал губернатор хабаровского края Вячеслав Шпорт. Но в документах ТОСЭР пока ничего не говорит о развитии культуры края, без которых сегодня невозможно развивать экономику каждого региона, а тем более Дальнего Востока.

В 20-е годы XX века «людей везли сюда работать, а не жить», но вовремя понял, что «люди хотят и требуют этого музыкального искусства» (И. Батраченко. «ДВАСО: Страницы истории»). В 1926 г. в хабаровском крае был создан театр оперетты в 1927 году. появилась первая оперная труппа, а в 1936 году. – Дальневосточный симфонический оркестр. Для того, чтобы в XXI веке люди оставались жить и работать на Дальнем Востоке, помимо инвестиций в экономику, необходимо инвестировать значительные средства в развитие культуры хабаровского края и создание ее новых объектов. Кажется, что в этом убеждать никого не нужно.

Не стоит уповать на отсутствие бюджетного финансирования. Всегда есть возможность, чтобы привлечь необходимые дополнительные средства из внебюджетных источников (фондов, грантов, федеральных программ, от спонсоров), создавать попечительские советы, как это делается по всему миру, сотрудничество с международными агентствами, концертными. Этим нужно просто заняться!

Мы надеемся, что наступает время принятия решений в области всей музыкальной культуры хабаровского края и ее, в конце концов, будет уделено должное внимание со стороны Законодательной думы, правительства и лично губернатора хабаровского края В. И. Шпорта.

Валентина Кудряшова, khabara.ru

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ