Такая сложная простота

Автор:Аида Воробьёвa

Такая сложная простота

Владимир Федосеев

Энергичный, с седой копной волос Федосеев напоминает Шумана. Стального цвета глаза, в которых таится буря. А глаза говорят о большом жизненном опыте. Более сорока лет Владимир Федосеев руководит Большим симфоническим оркестром имени Чайковского (БСО). Возглавлял Венский симфонический оркестр, теперь дирижирует оркестрами Цюриха, Милана и Токио. Буквально на днях Владимир Федосеев стал лауреатом премии Союзного государства в области литературы и искусства в 2015-2016 годах. Сегодня наш гость.

Владимир Иванович, как появился проект «Песни военных лет», за который получил приз?

Владимир Федосеев: За год до 70-летия Победы мы подготовили концерт к 9 Мая в Колонном зале Дома союзов в Москве, и я предложил сыграть «Вставай, страна огромная!». Весь зал встал. И я понял, какую музыку надо исполнять…

Обратился за помощью к белорусам, в государственной филармонии. Беларусь в войну сильно пострадала, и песни у белорусов отличные. Стали выбирать произведения, решил поднять их до уровня симфонического оркестра. У нас не было симфонических оркестровок, принимали эстрадные варианты. Потом они начали искать исполнителей.

И кто откликнулся?

Владимир Федосеев: Солисты Мариинского и Большого театров, Большого театра оперы и балета Беларуси. Объединив усилия, они подготовили концерт в двух отделениях.

Какие песни прозвучали?

Владимир Федосеев: «Шумел сурово брянский лес», «Тачанка», «На солнечной поляночке», «Солдаты идут», «нам нужна одна победа», «Темная ночь», «Синий платочек», «Пора в путь-дорогу», «Давай закурим», «Священная война»,»День Победы». Их исполнили солисты российских и мировых оперных театров Аскар Абдразаков, Ева Новак, Василиса Бержанская, Илья Сильчуков, Сергей Радченко. После Минска мы отправились в Москву – на ВДНХ. Это был вечер со слезами на глазах. Пели все! Они дали концерт в Александринском театре в санкт-Петербурге перед блокадниками и молодежью. Весной 2015 года он дал концерт в Берлине. Эта музыка вечна, она должна жить.

Ваш БСО был единственным из команды, который в 41-м не покинул Москву.

См. также:Вероника Джиоева: «Мой голос считают итальянским»

Владимир Федосеев: 21 декабря 1941 года. в Большом зале Московской консерватории состоялся первый со времени начала войны открыт симфонический концерт оркестра, он транслировался по радио. Весь сбор поступил в производство танков.

Владимир Иванович, блокадный ребенок. Помните это страшное время?

Владимир Федосеев: я родился два раза. В первый раз родила меня мама. Второе рождение я считаю, что то, что выжил во время осады. По Ладожскому озеру нашу семью в числе других стали переправой Мур. На первой станции – Войбокало – прилетели немецкие самолеты и начали бомбить. Меня швырнуло взрывной волной, я проснулся в больнице или в подвале или на лестничной клетке… К вечеру, когда опомнились, начали искать вещи. Мы видим – догорает костер, а в нем весь наш скарб. А сверху папин баян, очень чистый! Его мы взяли с собой в Мур, и он определил мою судьбу.

Интересно, как?

Владимир Федосеев: В 1948 году он вернулся в Ленинград, и возник вопрос, где мне учиться. В Ленинграде было училище имени Мусоргского, а в нем факультет народных инструментов. Я учился параллельно два класса – баяна и дирижирования. Я помню, как он выскакивал из дома и бежал за оркестром, изображая дирижера. В Ленинградской консерватории на факультете народных инструментов не было, и тогда родители сказали: «давай, Давай в Москву». В 1952 году был принят в институт Гнесиных. Затем в оркестр русских народных инструментов Центрального телевидения и всесоюзного радио.

Работа с оркестром народных инструментов помогала позже?

Владимир Федосеев: Да, это же корни! Не случайно Мусоргский говорил: «Музыку создают не можем ее сочиняет народ, а мы только аранжируем».

А как «вышли» на Запад?

Владимир Федосеев: Это судьба. Сначала вел оркестр народных инструментов, потом стал дирижером радио и телевидения. Для моих занятий многие отнеслись враждебно, потому что считается, что симфоническая музыка – элитарное искусство. Мне пришлось долго доказывать, что у вас есть право быть дирижером. Все это совпало с печальным фактом ухода Кирилла Кондрашина с оркестром. Он ушел сам, и ни один оркестр не пригласил его к себе. А Большой симфонический, который во главе, дал ему целый абонемент в консерваторию. Потом Кондрашин уехал в Голландию и оттуда написал, что уехал, потому что БСО отдали балалаечнику. Странно, но именно Запад сделал мне карьеру… в России. Меня пригласили стать главным дирижером Венского симфонического оркестра – я был первый в истории Венского оркестра российским дирижером. И десять лет руководил одновременно с БСО.

См. также:В России широко отметили юбилей Георгия Свиридова

В дирижеры тебя благословили Евгений Мравинский и Георгий Свиридов.

Владимир Федосеев: Мравинский был для меня примером того, как следует служить Музыке. Произведениями Свиридова не вел, он посвящал мне свои произведения.

Считается, что русская литература сложна для иностранцев, а музыка?

Владимир Федосеев: То же самое. Чайковского за рубежом играют профессионально, но очень трогательно.

А кого иностранцы «осадков»?

Владимир Федосеев: Шостаковича, Прокофьева, Стравинского. К сожалению, русские имена перестали быть знаменем. У нас было лучшее скрипичную школу на фортепиано. Прекрасные преподаватели либо ушли, либо уехали.

Оркестр носит имя Чайковского. В чем секреты исполнения его музыки?

Владимир Федосеев: мы стремимся освободить музыку Чайковского от заигранности. Самое сложное – простота.

Как долго вы можете жить без музыки?

Владимир Федосеев: Два дня от силы.

Музыканты очень амбициозный. А у вас в оркестре более ста человек…

Владимир Федосеев: Сто десять.

На что потратите премию?

Владимир Федосеев: На жизнь!

Татьяна Хорошилова, «Российская газета»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ