Создавая будущее

Автор:Аида Воробьёвa

Создавая будущее

Любовь Купец

В книге профессора Петрозаводской консерватории Любовь Купец впервые разработанная сложно и важно понятие — музыкальная картина мира.

Сборник к юбилею

Много статей уже были опубликованы, или обсуждаются на значимых международных конференциях в России. Ее репутация давно достигла успеха в музыковедческом пространстве как специалист междисциплинарные инновационные подходы и темы. Оригинальность, творчество и «французский шарм» в подаче материала — все это стиль ее научной деятельности. В педагогике, создавая свою школу, при этом воспитывает людей, ученых с самостоятельным нестандартным мышлением, поднимающим актуальные проблемы истории и современности.

Первое, на что обращает внимание читатель ее монографии — невероятное количество анализируемых лиц и событий: от неизвестного А. Верстовского в Г. в. Свиридова, Б. Асафьева в физике Вы. Бора. При этом все они объединены единственным «ключом»: анализ музыкальной картины мира.

Мир через музыку

Говоря об искусстве музыки, многие критики, музыковеды и философы задают риторический вопрос: как образуются, создаются и транслируются значения в музыкальном произведении, оперирующем абстрактными единицами в виде звуков? Но оказывается, что этот вопрос может быть не только риторическим, но и теоретическим, и даже прагматичным.

Как доказывает Л. Купец, «музыкальная картина мира» становится в этот «проектор» общего восприятия музыки и развития ее общезначимого смысла.

Термин «картина мира» не является новым: от Платона к философии Карла Ясперса и Мартина Хайдеггера, а потом силуэт Элвина Тоффлера идея о совместном мировоззрении и восприятии действительности в рамках одной культуры и одной исторической эпохи коренится в гуманитарных науках. В российской культурологии и социологии была разработана в работах А. Рубинштейна, Н. Задницы, К. Соколова. В целом интерпретация «картины мира» довольно «широкий», иногда переходят на уровень метафоры: она сращивается с менталитетом, со среды, со стилем мышления, и даже с «народной душой».

Но это Сила, Купец в первый раз объясняет природу именно музыкальной картины мира (ММ). Каждый вид искусства чемпионов мира очень специфически, только потому, что он обладает особым комплексом технических средств и форм, в частности, доминантой восприятия реальности (в случае музыки — это аудиальное восприятие).

Автор предлагает понимать ММ, как сложное целое, в котором отражаются философско-историческую картину мира (например, аристотелевская, ньютоновская, эйнштейновская и в разные эпохи), искусствоведческая (или, можно сказать, покраска), когда музыка находится в близких отношениях с другими видами искусства, и учебно-практическая деятельность. В последнем случае ММ формируется и транслируется на уровне словесных текстов — в музыковедческих книгах, в сми, в программах, учебниках и энциклопедиях. В таком переводе «звук», «слово», и образуются так называемые культурные мифы.

Музыка в мире

В разделе «Музыкальная картина мира в образовании и медиа-пространстве» плавает острый для многих вопрос о судьбе отечественного музыкального образования, картины мира, которые он посылает, и дебатах вокруг Болонского процесса. Автор показывает, что у нас все еще сохраняется советская ММ, которая переживает процесс коррозии под влиянием глобализации, технологий, сми и интернет. Предлагая модель учебника по истории музыки будущего, L. Купец пишет, что должен быть идеально написан группой заинтересованных авторов, состоящий из признанных профессионалов-ученый, опытный практикующий, программиста, создающего версии e-руководства для свободного доступа, и аспирант-стажер (!), на котором вы можете проверить результат.

Впечатляет раздел, посвященный деятельности журналов «Музыкальный обзор». Анализ автора включает в себя практически все 25 лет ее существования. «МО» в контексте процессов медиа-индустрии становится маркером для анализа происходящих в этой области процессов. Помимо стиля, имиджа, внешнего вида и жанров газеты, географии охвата событий, автор предлагает взглянуть на нее как на мощную социокультурную промышленности. Она направлена на создание хроники музыкального процесса в России, продюсирование фестивалей, конкурсов, выставок, книг, научных мероприятий и фактически является центром анализа современной академической культуры.

Поводя итог, современному состоянию музыкальной журналистики (или критики, что одно и то же в русской версии), пишет: «можно сделать вывод, что в национальном культурном поле одновременно находится много различных «музыкальных журналистик», важной особенностью является сильное отвержение себя, вплоть до принципиального утверждения в невозможности оценки чужой сферы»».

Автор впервые создает методологическую базу, связанную с тем, как можно учиться и понимать музыкальные сми. И это доказывает их устойчивость на примере «МО» в качестве явления и в современной российской жизни и профессиональной среде. Газета в аналитических этюдах Л. Купец стал частью всей музыкальной системы, в результате чего и создавая свой образ мира.

Если учесть, что музыкальная журналистика как наука у нас находится в точке начала, предложенные автором векторы — своего рода трамплины, для создания этого предмета и отрасли науки.

В качестве заключения автор предлагает подумать о новой ММ, которая формируется «здесь и сейчас». Одной из ее примет становится появление такого понятия, как «композиторы второго ряда»: те, кто не стал знаменитым, ушел в небытие истории или не получил титул гения, но из практики которых растут любимые многими гениями. Этот угол показывает, что проблема оценки творчества, механизмов памяти, pr и политики.

Эвристический потенциал книги и степень ее открытости для дальнейших интеллектуальных судорог самого читателя — беспрецедентны. Например, можно подумать о том, как становятся музыкальных классиков? Или что будет с POI через 10-15 лет? Потому что, как показывает исследование Л. Купец, каждый из нас, кто имел что-то общее с профессиональной академической культуре, так или иначе влияет на ММ.

Так что от нас — сегодня — будет зависеть ММ завтрашнего дня: например, репертуар, оценки, стиль, исполнительский, еще одна версия истории музыки, и даже слушатель.

«Музыкальный обзор»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ