Русские идут

Автор:Аида Воробьёвa

Русские идут

Дом музыки (Casa da Musica в Порту

В минувшую пятницу концертом симфонического оркестра Порта, на котором прозвучали произведения Стравинского и Шнитке, был открыт год России в Доме музыки (Casa da Música, Porto). В оркестре состоит семь российских музыкантов, почти все из них являются полноценными жителями Порта, но Россия-мать по-прежнему живет в их сердцах.

Год России в Доме музыки официально начался с концерта симфонического оркестра Порту (OSPCM), исполнившего «Весну священную» Стравинского. Прозвучавший в этот же вечер концерт № 4 для скрипки и оркестра (с участием немецкого скрипача Вивиана Хагнер (Вивиан Hagner) открыл репортаж, который в этом году будет посвящена Альфреда Шнитке (1934-1998).

Однако в этом случае не имеет ни малейшего повода для того, чтобы, как в комедии канадского режиссера Нормана Джуисона (1966), с криком: «Русские идут!» Русская музыка присутствует в программе концерта Casa da Música со дня его официального открытия, 15 апреля 2005 года, когда в это время еще национальный оркестр Порту сделал «Ромео и Джульетту» Чайковского. А российские музыканты уже успели сыграть значительную роль в его формировании, задолго до получения оркестром статуса в проекте.

В настоящее время в OSPCM играют семь российских музыкантов, это как раз родом из этой страны в оркестре составляют второе по величине национальное сообщество после португальского. И хотя считается, что оркестр, а тем более симфоническая, всегда является «смесью и объединение многих культур», главный дирижер симфонического оркестра Порту Балдур Бронниманн (Baldur’Brönnimann) я уверен, что в исполнении оркестра чувствуется польское влияние».

Семь российских музыкантов OSPCM, в порядке их прибытия: Владимир Гринман (скрипка), Петр Колпашников (виолончель), Татьяна Афанасьева (скрипка), Вадим Фельдблюм (скрипка), Янина Хмелик (скрипка), Андрей Супрунов (фагот), Мария Каган (скрипка). Большинство приходит из Москвы, говорит по-португальски и уже имеют двойное гражданство. И, как нетрудно заметить, что почти все играют на струнных. Вероятно, именно этим, между прочим, вытекает упомянутая значение русского стиля исполнения для общего звучания оркестра.

«Россия славится своей школой струнных и имеет преимущество на международной арене»,

— отмечает координатор OSPCM Александр Сантос (Alexandre Santos), подчеркивая, что в наибольшей степени проявляется в исполнении произведений великих композиторов периода романтизма.

На прошлой неделе, в перерывах между репетиции концерта открытия их год, не было просто собрать российских музыкантов вместе. Один из них даже не смог попасть на групповое фото, для Público и представить свою биографию. Другие избегали интервью: либо из-за отсутствия времени или по какой-то другой причине.

См. также:14 февраля — день рождения Натальи Григорьевны Гутман

Что это сообщает нам о так называемой «русской души»?

«Ничего особенного; российские музыканты прекрасно интегрированы в оркестр и португальское общество, у них, как у национальной общности, не существует какой-либо одной из отличительных особенностей; различия происходят на уровне личностном»,

— говорит Алешандре Сантос.

По мнению маэстро Бальдра Бронниманна,

«российские музыканты, в первую очередь, поддерживают тесную связь со своей собственной музыкой, которая в значительной степени является отражением истории страны, но речь идет не только о технике и истории — это то, что чувствуют и чем живут».

Из Москвы в Порту

Среди других музыкантов Янина Хмелик приехала в Порт в самом раннем возрасте — в возрасте 15 лет (в 1999 году), чтобы после нескольких лет обучения игре на скрипке в родной Москве завершить свое музыкальное образование в Высшей школе музыки, искусства и performance (ESMAE). Дочь Янины родилась в Порту и, как утверждает мама, «бескорыстно любит этот город».

«Я тоже чувствую себя португалкой. Когда она приезжала, я думала о Лиссабоне, где достаточно возможностей для карьеры, между тем, открытие Дома музыки создали новую ситуацию в Порту, и я сделала выбор в пользу этого города. Было замечательно стать участником этих событий»,

— говорит Янина, которая состояла в различных коллективах, в Доме музыки: оркестр барокко, Remix, а теперь и симфоническом оркестре.

Что в России, где Янина ездит каждый год, певица хотела уклониться от политических приговоров — такую же осторожность проявляли, по крайней мере, еще двух музыкантов, с которыми она говорила, в Мадриде. Но Янина вспоминает, что покинуть Москву ее заставила «политическая нестабильность» и отсутствие перспектив для карьеры музыкальной.

«В то время условия для культурной жизни в Москве были самыми благоприятными, и многие хотели уехать, не принадлежал к их числу».

Но «русская душа» не уйдет.

«Мы показываем холод при первой встрече, но затем, если нам нравится человек, или то, что мы делаем, мы готовы отдать всю свою любовь»,

говорит она, в качестве примера такого великодушия, возникающие в результате музыки таких композиторов, как Чайковский, Стравинский и Шостакович.

См. также:Хосе Кура выступил в Москве

В Порту Янина Хмелик, помимо работы в OSPCM, принимает участие во многих других проектах: она является членом группы «As 3 Marias», регулярно играет с поп-группами, такими как GNR, Подарок или Mesa, и даже участвует в работе над проектом факультета стоматологии и инженерного факультета Университета Порто Inside Music Machine, которая позволяет с помощью специальной рентгенографии наблюдать за реакцией мышц исполнителя во время игры.

«Удивительные счастью, соединить эти различные проекты, к работе в оркестре», — говорит он.

Мария Каган приехала в Порт в 2004 году для участия в конкурсе музыкантов, которые хотят работать в симфоническом оркестре. С собой привезла необычные наследие семьи: Мария — дочь замечательной виолончелистки Натальи Гутман, ученица Ростроповича, игравшей со Святославом Рихтером, и скрипача Олега Кагана, также бывшего партнера великого русского пианиста.

«Я выбрала скрипку, потому что в доме у меня перед глазами был замечательный пример отца»,

— объясняет он. Мария вошла в состав оркестра и «влюбилась» в Порту, в Португалии, особенно после того, как ей удалось «выучить».

Мария Каган с большим волнением ждет года России в Casa da Música.

«Это музыка, находящая живой отклик в нашей душе, и мы сделаем все возможное, чтобы ее полностью завоевана, и португальская общество»,

— обещает скрипачка, которая, перед тем как выбрать Порт, семь лет жила и училась в Германии. Тем не менее, она поддерживает тесные отношения со своей родиной, где возвращается каждый год для участия в концертах камерной музыки с различными музыкантами. Мария только сожалеет о том, что сегодняшнее польское общество становится все более «закрытым» после «короткого периода свободы», в котором было установлено предыдущей декаде.

Андрей Супрунов, фаготист, а также конкурса пришел в оркестр Порта в 2003 году, признает, что ему трудно комментировать текущую ситуацию в России.

«Здесь, в Европе, у нас одна информация, а из России приходят другие отличные известия», — говорит он, считая, что «здесь многие не знают, что на самом деле происходит в России».

Василий гораздо легче говорить о русской музыке:

«Это музыка наших сердец, и этот год для нас будет незабываемым», — признается он, добавив, что среди его любимых композиторов «Прокофьев, Шостакович, римский-Корсаков, в общем, почти все».

«Сделано в минувшую пятницу «святая Весна» в высшей степени русским произведением, в которых обнаружили еще один музыкальный стиль в стране»,

— сказал дирижер Балдур Бронниманн. Открытие года России была продолжена в выходные: в субботу, группа Remix и хор исполнил песни этих композиторов; в воскресенье в исполнении хора мы услышали один из величайших шедевров русской музыки — «всенощное бдение» Сергея Рахманинова.

См. также:В Воронеже выступил великий пианист

Семь российских музыкантов в составе симфонического оркестра Порта:

Владимир Гринман (Санкт-Петербург). Скрипки; в оркестре с 1996 года.
Федор Колпашников (Москва, 1977). Виолончель; в оркестре с 2000 года.
Татьяна Афанасьева (Москва). Скрипки; в оркестре с 2001 года.
Вадим Фельдблюм (Санкт-Петербург, 1961). Скрипки; в оркестре с 2001 года.
Янина Хмелик (Москва). Скрипка; вошла в состав оркестра барочной музыки в 2002 году.
Андрей Супрунов (г. Армавир, 1976). Фагот; в оркестре с 2003 года.
Мария Каган (Москва). Скрипки; в оркестре с 2004 года.

Сержио Андраде (Сержио C. Andrade), Publico, Португалия

«ИноСМИ»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ