Россияне взяли «Бастилии»

Автор:Аида Воробьёвa

Россияне взяли «Бастилии»

Россияне взяли «Бастилии»

Самый известный российский оперный режиссер Дмитрий Черняков и «певица номер один» Анна Нетребко укрепили opera бум.

«Леди Макбет Мценского уезда», пожалуй, самая «роковая» из всех опер. Шедевр Шостаковича был запрещен Сталиным и сломал молодого композитора. Запрет не помешал ему развитие советской музыки и силой приказал ему направление Кабалевского с его концертами «для пионерки с оркестром». Мы, к сожалению, расхлебываем эта драма до сих пор.

Опера в романе Лескова немыслима без актерского давления. И поставил ее на сцене лионской оперы Дмитрий Черняков, самый известный из всех российских оперных режиссеров. А опера «Трубадур», прославившая Верди, гениальной музыки к «лучших вокалистов в мире» и убийственным либретто, которые в простой способ «собрать в кучку» невозможно. И ее поставили на сцене оперного театра (Париж) с участием Анны Нетребко, которую без сомнения можно назвать сегодня «певица номер один». Два спектакля доведя аудиторию до экстаза, и заставили задуматься, на чем сейчас держится обуявший подлунную opera бум.

Оперы Шостаковича Меланомы уже ставил в 2008 году, в Немецкой опере на Рейне (Дюссельдорф-Дуйсбург). Но ничего не меняя в дизайне, он хочет в Лионе большей «ударности» в части психологической и социальной энергии. Действие происходит на современной фабрике, в которой у Екатерины есть свое «личное пространство», кабинет, на стенах которого густой мозаикой висят ковры. Они стали в европейском контексте не столько обиходным мещанским интерьером, если в какой-то другой мир, может быть несколько ориентализированный.

И костюмы у Екатерины (Аушрине Стундите, певица с сильным инстинктом) тоже несколько «восточноватые» (художник Елена Зайцева). Никто не может войти в это место, только жадный на произвол растленный Сергей (Джон Дашак). И поэтому, когда в этот «анклав» наглой сапой влезают такие узнаваемые полицейские с их самозабвенной агрессией, то становится ясно: в случае труб. И стены с коврами, как будто ветер дует! А на смену «личное пространство» на заводе приходит ужасная камера в тюрьме, где едва поместятся Екатерина, тряпка, Сонетка и грязный Сергей.

Камера в центре сцены, а остальное черным материалом. Вокруг тьма беспроглядная, с которой они поют, и хор, и Старый заключенный. Катерина от всей этой безнадеги, почти задыхаясь в раковину с водой, а потом под «кайфом» впадает в мертвое оцепенение. И, проснувшись, бьет на лампе и в дергающемся свете душит Сонетку. А потом ее же на наших глазах молоток полицейские. Происходит окончательная тьма, и после долгого перерыва, взрываются аплодисменты. Аудитория богатого города Лион, просто воет от шока.

См. также:Майсурский тигр-орган

А в Париже — предпремьера «Трубадура», билеты по 10 евро, для посетителей до 28 лет, и вся «Опера Бастилия» заполнен гудящей массой. «Трубадур» размещена в постановке Алекса Олле с прохладной станции группы «Фура делс Баус» в декорациях Альфонса Флореса, которые буквально в четырех измерениях, дают нам возможность почувствовать кошмары повседневной войны. Той, которая сегодня грозит перевернуть весь мир. И в этой ужасной среде — Леонора в исполнении Анны Нетребко.

Вокруг красивой и уверенной в себе примадонны — замечательные партнеры, как будто мы попали на спектакль 40 лет назад, когда пели молодые Паваротти, Кабалье, Образцова, Доминго. Муж Нетребко Юсиф Эйвазов в роли Манрико горят итальянских разливами голоса и молодой динамизм. Екатерина Семенчук поет Азучену с редкой самоотдачей и тончайшей музыкальностью, как никто сегодня. Но все их прекрасногласие — ничто перед магией голоса Нетребко. В ее Леоноре не трагедия, даже не драма, несмотря на «рискованные мизансцены» в седьмой картине (Leonora лежит на одном из надгробий, раскинув руки, как на кресте). Но в любое время пения вызывает восторг: то колени дрожат, глаза влажнеют. Уже не в первый раз поет Нетребко Леонору в «Трубадуре», но здесь, кажется, лучше, чем самого себя!

Страшный мир, в котором живет Екатерина Измайлова, трансформирован Черняковым в обобщенный образ нашей вселенной. Возможность отключения мизансцену в символ доведено до кинжальной точностью. Какие бы не были недостатки в пении у солистов, изображения, формируют навыки драматических актеров. Театр стал второй реальностью, которая возвращает нам глаза» внутри себя.

Мы помним Чернякова и Нетребко, художников, которые уводят нас в глубь искусства.

Алексей Парин, «Новая газета»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ