Реальность утопии. В Москве сыграли замечательную оперу исключительного человека

Автор:Аида Воробьёвa

Реальность утопии. В Москве сыграли замечательную оперу исключительного человека

На Новой сцене Большого театра показали «Сатьяграху». Фото: Полина Стадник

На Новой сцене Большого театра показали «Сатьяграху». Оперы Филипа Гласса о Ганди привез Екатеринбургский театр оперы и балета. Солисты пели на санскрите (с английскими субтитрами).

Театр оперы и балета практически пошел на подвиг, первый в России, взявшись представить современную оперу Glass. Екатеринбург не остановило это возможно, за исключением части общества от минималистской музыки и «высоколобого» содержание без связного сюжета. Наградой стали несомненная удача авторов и певцов, полные залы в Екатеринбурге, выдвижение на «Золотую маску» в нескольких категориях и успех на московском показе.

«Сатьяграха» – слово с языка гуджарати («стремление к истине»), означающее мирной борьбы против социальной несправедливости. Опера написана в 1979 году. Тексты на санскрите, взятые из «Бхагаватгиты» («Божественная песнь»). Эпизод из древнерусской поэмы «Махабхарата», где герой Арджуна беседует о смысле жизни с богом Кришной, не связан непосредственно с биографией Ганди, и в спектакле действие и слово не буквально. Но и философствующий бог, и вопрошающий герой стали героями оперы, в которой понять относительно недавние события, но речь идет о том же, о чем и в древней истории, – о духовном просветлении и как его достичь.

Словацкий дирижер Оливер фон Дохнаньи (сейчас он главный дирижер уральского театра) провел огромную работу «ассимиляции» оркестрантами чужой партитуры. И добился главного. Многих зрителей «Сатьяграхи», в которых повторяющиеся мелкие аккорды-трезвучия (для струнных инструментов с флейтами, кларнетами и гобоями, с электроорганом, без медных и ударных) сначала может раздражать, после спектакля признался в определенном смысле. Постепенно создается суггестивное погружение в музыку, которая, так же постепенно приводит к чему-то такому умиротворению. Но не к потере внимания, на сцене, наоборот, в течение интерес то, что происходит. Ведь повторяющиеся «настойчивость» звуков (и распевных речитативов) оказывается созвучным молча упорством идеи Ганди, хочешь не хочешь, но проникли в сознание его друзей и врагов.

Режиссер и художник-постановщик Тадеуш Штрасбергер (в настоящее время готовится к премьере в Екатеринбурге незаслуженно забытый шедевр советских времен – оперу Вайнберга «Пассажирка») не ставил себе за цель рассказать какие-то долгоиграющие истории. Сочинил цепь эпизодов, объясняя «Сатьяграху» на примере жизни Ганди и истории хх века. Спектакль получился о невероятность, которая стала реальностью. С тем, что отдельные эпизоды очень реалистичны и действие как начинается в 1914 году, когда молодой адвокат Ганди, еще не получил от современников имя «Махатма» («великая душа»), жил и работал в индийской общины Южной Африки.

См. также:Екатеринбургский оперный театр закрывает сезон премьерой балета

«Сатьяграха» – спектакль о человеке, не захотевшем играть в соответствии с правилами плохой повторяемости насилия, противопоставившем зла, чувство собственного достоинства. В каждом из трех актов спектакля есть люди с душой, люди с оружием. Учение Ганди, сделанные в широком ключе, начиная с предвестников (Лев Толстой) до современных (Рабиндранат Тагор) и последователей (Мартин Лютер Кинг). Первых двух немых символов, Кинг, выявленные в кадрах кинохроники, когда он произносит знаменитую речь «у меня есть мечта». Вот ферма в духе идей Толстого, которые Ганди восхищался и с которым переписывался. Вот принуждаемые власти люди выступают против ее давление, чтобы не сдаваться (эпизод принудительной паспортизации индусов, когда курят, полученные документы). Штрасбергер показывает, спокойно, но без пафоса, без после-через назидательности (что важно), как гражданское неповиновение оказывается созвучным науки йоги мистериям, и идеи античности, с их призывами к «настоящую очередь», единства мира и работы без приоритета «эго» влияют на поведенческие стратегии наших дней. Священные тексты звучат как мантры, убирающие негативную энергию. Поток жизни состоит из бесконечного потока музыки, с ее внезапных пауз и перерывов, с цветных хлопковых сари и зажженные свечи-платок в руках хора, с пением бродящего для зрительного зала. С зеленой травы, синекожего четырехрукого Кришны, безликих толп и настоящей жены Ганди. Все сплетается в магический ритуал сагу, впечатление от которой причастны к свету Евгения Виноградова и компьютерные эффекты Илии Шушарова. А Владимир Чеберяк сыграл (и спел) Ганди так идеально, как робот оркестр и уральский хор: сложный участок с вокалом «смехом» (когда поют о грехе самодовольства) можно считать экзаменом, передана на «пять».

Урал «Сатьяграха» поет значение гуманитарных утопии, которые – и жизнь Ганди свидетельствует о том, – могут оказаться не до конца утопиями. И, что самое главное, демагогия общественного насилия, исповедование культа результата путем ломания через колено – вся эта пресловутая «один день» оказывается тем самым, что она собой представляет, только злобой.

См. также:Екатеринбургскому оперному театру пока не определили сумму гранта

Майя Крылова, «Новые Известия»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ