Первая «Ласточка» Второго фестиваля Динары Алиевой

Автор:Аида Воробьёвa

Первая «Ласточка» Второго фестиваля Динары Алиевой

Динара Алиева на открытии Второго фестиваля «Opera Art»

Предпраздничным вечером 7 марта 2017 в Москве в Большом зале консерватории открывался Второй международный фестиваль Динары Алиевой «Opera Art».

Первый, который состоялся осенью 2015 года, он оставил у искушенной московской публики самые приятные воспоминания, а любители музыки с нетерпением ждали продолжение.

Я ждала полтора года: организаторы перенесли проведение «Opera Art» с осени на весну, и это, как мне кажется, очень хорошее решение.

Удачное сочетание высокого качества и изюминки в каждом концерте первого фестиваля не оставили равнодушными никого из любителей оперного пения. Планку Динара поднял очень высоко, и после такого великолепного начала фестивальной истории были высокими и ожидания от второго фестиваля «Opera Art».

Что, глядя в будущее, можно с уверенностью сказать, что эти ожидания обмануты не были. Материал для работы был выбран Динарой Алиевой безупречно, и показ концертной версии оперы Дж. Пуччини «Ласточка» прошел с большим успехом. От успеха этого было несколько элементов, а вот слабых сторон замечено не было.

Во-первых, выбор произведений. Случайно ли так совпало, но ровно сто лет назад одна из последних опер неистового итальянца была впервые представлена публике Оперы в Монте-Карло. Хотя Пуччини начал писать эту оперу по заказу Венского театра в 1913 году, премьера состоялась лишь в марте 1917 года, на нейтральной территории (вмешалась первая мировая война).

Первоначально «Ласточка» был задуман в жанре венской оперетты, или, как ее назвал сам композитор, «лирической комедии», но, как легко догадаться из характера и особенностей мировоззрения Пуччини, опереттой, а уже тем более не комедия, это стать не могло по определению. В конце концов, ближе к мелодраме с трагедийным оттенком. Удивительно, что Пуччини, однако, он оставил в жизни главного героя…

Сюжет «Ласточки» как-то связано с «Травиатой», но, скажем так, более приземленный и более понятно – как часто в жизни рассудительность и стремление к богатству берут верх над самых романтических чувств. Особой популярностью это шедевр итальянского гения позже не пользовался, хотя Пуччини, с бешеной энергией и жизнью драматургией, в том числе отличным мелодизмом и безупречную красоту музыкальной ткани, и здесь узнаваем с первых нот.

«Ласточке», как и любого творения великого Пуччини, не может быть отказано в принадлежности к шедеврам оперного искусства, но в России практически неизвестна, и, к сожалению, даже не было. В самом деле, для широкой публики оперы, тот открыл знаменитый тенор Роландо Виллазон. Два года назад (тоже, кстати, в марте) певец решил попробовать свои силы в качестве режиссера-постановщика, и для дебюта на сцене Немецкой оперы в Берлине выбрал пуччиниевскую «Ласточку».

Портрет знаменитого незнакомца

В роли Магды с огромным успехом тогда выступила Динара Алиева, и эта работа является для певицы стал еще одной покоренной высотой и очередным международным успехом. Москве повезло, что Динара решила представить «Ласточку» здесь, на вашем фестивале. Появление, пусть и в концертном исполнении, пуччиниевского раритета стал важным событием в оперной жизни столицы.

Помимо замечательной Тайский и успешного выбора оперы польского слушателя повезло и с выбором остальных исполнителей: два итальянский тенор – самый опытный Андреа Джованни с партией поэта Прюнье и молодой Винченцо Костанцо в роли Руджеро, сопрано Марина Зятькова с другом с женской партией горничной Лизетты были красивые.

За хоровую часть и партии второго плана ответили артисты Академического Большого хора «Мастера хорового пения» под руководством профессора Льва Конторовича; блестящие, как, впрочем, почти всегда, Российский национальный оркестр, а забрал все действия вместе, и взял умело, очень интересный дирижер Янис Лиепиньш.

Нехитрая история любви куртизанки и падения этой любви вокально основан на двух парах: на самом деле, первая пара – Магда, центральный персонаж оперы, и аристократ-провинциал Руджеро, ее возлюбленный; вторая пара – горничная Лизетта и поэта Прюнье. Важную роль в их отношениях играет также банкира Рамбальдо, богач, который включает в себя Магду.

Партия Рамбальдо досталась баритону Элиас Алтухову, студент Академии хорового искусства им. В. С. Попова. Со своей задачей молодой вокалист справился на «хорошо» и оставил ярчайшее впечатление московской публики: сочный, сильный голос, уверенное владение им, отличительный интонация и красивая дикция позволили Илье сделать из небольшой, хотя значительное партии выпуклым, насыщенным эмоциями и характерными особенностями стиля. А ведь не всем это удается и маститым профессионалам. Впрочем, в этот вечер на сцене блистали все.

Началось действие со сцены в гостиной Магды, и практически все, и главные и второстепенные персонажи в ней участвовал. Гибкая и артистичная Марина Зятькова была магия добра. Ее нежное сопрано вплеталось в музыкальную ткань полей с удивительной уместностью и целесообразностью. Вместе с Андреа Джованни, который пел поэт Прюнье (эта партия известная певица – в Италии он считается одним из главных исполнителей, выработанное им в мельчайших деталях, и ее интерпретация – иногда даже резкий, гротескный – вызвала у московской публики искренний восторг). они составили потрясающий дуэт.

Когда на сцене появился Винченцо Костанцо (кстати, Винченцо – Неаполь), с первых звуков стало ясно, что тем, кто находится в зале, выпала редкая удача встречи с настоящим бельканто. Голос молодого итальянца – великолепный. Теплый, медовый, мощный, с красивой красота тембра и в то же время, который используется певцом легко до невероятности. Бесконечная кантилена и редкая для солистов готовность ввести себя, не акцентируя, в каждом взаимодействии с коллегами на сцене.

С блестящей Динарой, завораживает общества живет артистизм, легко выразить эмоции и свободой исполнения, создали великолепный дуэт. Как, впрочем, и в команде с другими солистами. Иногда казалось, что перед нами на сцене Большого зала – не концертное исполнение оперы, с его традиционной статичностью и привязанностью солистов для нот на рабочих столах, а настоящий спектакль, настолько все было четко, легко и с энтузиазмом. В ноты, кстати, я видела его только Винченцо Костанцо.

«Мастера хорового пения» досталась в этот вечер огромная часть вокальной работы, и не только хоровой. Ну, эта группа не зря так называется. Самый сложный пуччиниевский материал был подан ими на самом высоком уровне – хор звучал устрашающе, не только смело сочетая с одним из солистов и оркестра, но и взяв на себя некоторые вокальные партии, с которыми, наверное, выступили артисты хора Елена Елисеева, Ксения Белолипецкая, день святого Валентина Казачкова, Алексей Макшанцев и Константин Федотов.

Очень хороший был Русский национальный. Пуччини – это всегда сложно и мало вероятно, что у команды была возможность провести большое количество испытаний. Однако звучал оркестр очень хорошо, и в оркестровой работе, и в различных соло (от фортепиано до удивительных басовых контрапунктов), и в очень сложных пуччиниевских коллективах.

Большая заслуга в том, что все, что звучало и переливалось, не оставляя места ни слез, ни провисаниям, ни потери темпа, безусловно, относится к Янису Лиепиньшу. Элегантный Янис, уверенный и мягкий по отношению к музыке, которую пришлось взять вместе, вел «Ласточкой» в очень академической, плавный и точный путь, не упуская из сферы своего внимания мельчайшие нюансы звукоизвлечения и не дует по-своему работу даже самых незначимых элементов в общей звуковой картине. Результат не заставил себя долго ждать – выполнение оказалось цельным, объемным и красочным, что позволило вокалистов, блиставшим в главных партиях, показать всю силу своего таланта и своих возможностей.

Когда в конце второго действия грянула «Застольная», где певцы постепенно присоединялись хор и оркестр, зал в изумлении застыл, а потом разразился нешуточной овацией (это был удивительный сложности исполнения и красотой звучания ансамбль!). Еще один катарсис ожидал общества после последнего дуэта. Сцена прощания влюбленных, в которой Пуччини, с присущим ему драматургическим накалом и пронзительной грустью, удалось передать всю невозможность счастья и любви в жестоком мире, просто потрясала и вышла достойнейшим завершением «Ласточки».

Открытие Второго фестиваля «Opera Art» подтверждает способность Тайский Алиева создавать яркие и необычные события, подбирая для них лучших исполнителей и удивительно, казалось бы, совершенно разучившуюся удивляться московскую аудиторию.

Нас ждут еще пять замечательных концертов и удивления, хватит для каждого, в этом нет никаких сомнений. Конечно, шоком и станет концерт «Звезды Мариинского театра», в котором встретятся Владислав Сулимский и Елена Стихина, и концерт 16 марта, «Русские романсы» (когда Динара поет романсы, это всегда шок), а торжественное мероприятие по случаю юбилея профессора Светланы Нестеренко 23 марта, и, конечно, концертное исполнение «Трубадура» Верди 6 апреля (уже только сочетание голосов Тайский Алиева и меццо Олеси Петровой на одной сцене, не может не обратить, а до этого, оркестром театра «Новая опера» продирижирует уникальная маэстро Даниэль Орен). Ну, а Тайский дуэт с известным американским голосом тенор Стивен Костелло на концерте-закрытии будет априори большим событием.

Хочу выразить огромную благодарность и лично Динаре Алиевой, и всем, кто принимал участие в организации такого большого фестиваля, в первую очередь агентству «Русконцерт» за возможность не только насладиться красотой и гармонией музыки, вокального мастерства, но и открывать для себя что-то новое. С нетерпением ждем очередные концерты фестиваля.

Ирина Шымчак

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ