Открытые двери. О концерте «Терра Гармония» на 90-летие Бориса Александровича Чайковского

Автор:Аида Воробьёвa

Открытые двери. О концерте «Терра Гармония» на 90-летие Бориса Александровича Чайковского

Николай Хондзинский и «Русская школа»

24 января 2016 посетил удивительный концерт, который состоялся в концертном зале Мариинского театра. Это был такой вечер, который оставляет впечатление на всю жизнь.

В первый день моего пребывания в красивом заснеженном санкт-Петербурге, я услышал большую, вечную музыку в вашем исполнении. Без внешнего игры в аутентизм, без прежнего инструментария, без виньеточных кривляний, но и без условно романтический жирного пафоса, звучал настоящий, основной Моцарт.

Свежий, легкий, нежный, гибкий пластичностью, четкостью классических линий и благородной светлой лирикой. Предлагаю 26 симфония, Adagio и Фуга до минор и кантата «Траурная музыка» (солисты – Анна Шульгина и Ярослав Петряник, хоровые партии – команда Академии молодых оперных певцов Мариинского театра).

А во втором отделении было то, что, к сожалению, так редко звучит в нашей стране – два вневременных произведений великого композитора Бориса Александровича Чайковского – кантата «Знаки зодиака» (с замечательной солисткой Марией Баянкиной) и один из лучших в ХХ веке Концертов для фортепиано с оркестром

Партию фортепиано исполнил Никита Мндоянц – его игра обладала необычайной энергией и глубинной прочувствованностью, действительно ощущалась его любовь к той музыке, которую он исполнял.

Произведения Бориса Чайковского, гениально сделано на концерты – не только гениальные творения выдающегося мастера – это нить, за которую следует держаться всех современных композиторов, которая и двигаться в будущее и быть сцепленным со всех предыдущих музыкальный космос.

Агрегат оркестром Мариинского театра дирижировал Николай Хондзинский – музыкант высочайшей профессиональной культуры, подлинные и музыкального вкуса. На мой взгляд, один из самых оригинальных молодых дирижеров, среди которого записи, сделанные совместно с камерной капеллой «Польская школа» являются те, которые, по мнению английского обозревателя Марка Робертса «я сомневаюсь, что кто-то будет в состоянии победить качества в обозримом будущем».

На мою просьбу, Николай Павлович согласился дать интервью.

— Привет, Клаус. Свой концерт в Концертном зале Мариинского театра 24 января – ярчайшее событие в нашей концертной жизни. После Вашего выдающегося прошлогоднего представления «Звук создан Богом» можно было ожидать, что вы будете с новой программой еще раз. Скажи, а как завязалось сотрудничество с Мариинкой?

— Мариинский театр – как мне кажется – это уникальное явление не только для нашей страны, но и во всем мире. И речь идет не только о ежедневных спектаклей и концертов на трех сценах в Санкт-Петербурге, хотя это само по себе уже действует на воображение – ни один театр в России (впрочем, может и в мире) не может сравниться с Мариинским объема и качества репертуара (только здесь в России можно услышать в прямом эфире тетралогию Вагнера и многие другие его оперы, только здесь – это разнообразие спектаклей Верди, Пуччини, н. Римского-Корсакова, Прокофьева, Р. Штрауса и многих других).

Еще будучи студентом, часто приезжал сюда, в основном, на Вагнеровские спектакли – «Парсифаль», «Тристан и Изольда», «Лоэнгрин». Как добраться до Мариинского театра, складывается впечатление, что вы находитесь в отдельном государстве в государстве.

Но мне кажется, что главное-это то, что отличает этот театр, этот большой театрально-концертный организм от любых, даже самых амбициозных проектов, организации этого типа является то, что весь механизм существования Мариинки сосредоточена в одних руках – В. А. Гергиева. И в моем случае участие «Русской консерватории» в концертном сезоне Мариинского театра стало возможным благодаря любезности Валерия Абисаловича и его бескорыстному стремлению помочь молодым музыкантам, которые в музыке ищут именно музыку.

— Твоя камерная капелла «Польская школа» на высшем уровне записала ряд неизвестных ранее и не звучавших произведений – скажи, когда и как родилась идея создания этой группы? Кто Вам помог в Вашем бизнесе, и есть ли дальнейшие перспективы оркестра?

— Я бы сказал так: были два основных фактора, благодаря которым коллектив был создан – это сумасшедшая идея и вера в возможность ее реализации. Идея заключалась в реализации первого в мире запись всех хоровых произведений Виссариона Яковлевича Шебалина, великого русского композитора середины XX века, мастер хоровой миниатюры.

См. также:Театр оперы и балета завершает сезон программы «Мариинский & Приморский балет»

Был еще один очень важный, вернее это не главный аспект этой иррациональности: компания, которая должна была выпустить диск – это london «Toccata classics», публикации на дисках этой фирмы появляются в журнале «Граммофон», распределение фокусируется только на просвещенную европейскую публику. Это первый фактор.

Второй фактор, благодаря которому команда воскрес из небытия – это вера моего учителя, Юрия Борисовича Абдокова, в то, что я могу собрать с нуля, команда смогла достичь высоты требуемого качества и предложить свою уникальную интерпретацию.

Для чего была создана «Польская школа» – ответить просто: я хочу создавать. Я хотела найти себя в музыке. Делать что-то новое. Конечно, есть еще один важный момент – команда, и тогда, и сейчас – состоит из людей-единомышленников. Из музыкантов, которым интересно играть, познавать музыку, искать в ней себя, отражения во времени и в вечности. Однако, что касается перспектив существования – что и говорить, сейчас очень трудное время. Но я верю, что то, что было сделано для вечности, рано или поздно станет публичной жизни.

— При создании молодежных команд обычно сохраняются товарищеские отношения между исполнителями и дирижером. Я не знала, будет ли это работать, если связь сразу регламентировалось расстояние между дирижером и оркестрантами?

— Вы знаете, да, это не простой вопрос. Мне всегда очень хотелось, чтобы каждый из тех, кто приходит ко мне, я чувствовал, что это не я занимаюсь творчеством, благодаря работе всех музыкантов, но и то, что музыка рождается из нашего общего усилия. Я убежден – только тогда, когда каждый музыкант в оркестре, даже в большом, увлекшись музыкой, это может показаться очень много.

Хотя, конечно, бывало и так, когда музыкант в команде берет мою открытость как слабость или неуверенность в себе – к сожалению, в конце концов, придется расстаться. В первые годы мира работы я очень переживала, когда случались такие ситуации: мне казалось это личным предательством. Однако со временем привык: если нам не по пути в музыке, если музыкант не готов к нашему общему делу – мы расстаемся. Мы живем в эпоху воинствующего цинизма, здесь ты никуда не пойдешь.

— Расскажи мне о той музыке, которая исполнялась Своей группой.

— Репертуар «Русской консерватории» развивается в двух направлениях: это, в основном, польская музыка XX и XXI века и музыка эпохи барокко. На сегодняшний день удалось сыграть или записать (многие впервые) – музыка В. Шебалина, Г. Свиридова, Ю. Б. Адбокова. В работе проекты с музыкой Б. А. Чайковского, Н. И. Пейко и других русских мастеров.

Из музыки барокко – это, конечно, прежде всего, Я. Д. Зеленка, многие труды которого я с группой в первый раз в России, а некоторые – впервые в мировой практике, концертной, по крайней мере, от смерти Зеленки в 1745 году.

Главное место в репертуаре хора занимают баховские духовные кантаты, которые еще никогда не исполнялись в России в целом. А также ряд произведений Вивальди, Пизенделя, Генделя, Телемана, многие из которых были так же сделаны в России впервые.

— А какие задачи поставили перед собой и камерным оркестром Мариинского театра в подготовке к концерту 24 февраля? Было ли трудно достичь в Моцарте особенного, но стилистически естественного звука, минимизируя акцент вибрато?

— Во-первых, я не могу здесь сказать несколько слов об оркестре Мариинского театра. Это потрясающий, феноменальный, которую играет оркестр, готов к работе, в абсолютно любой системе. – а я неоднократно сталкивался с проблемами в этом вопросе: для очень многих оркестров это препятствие.

См. также:Рождественская музыка в Дрездене

Это правда, что в делах штрих-интерпретации музыки Моцарта эта команда более известна в постромантической традиции, и здесь было много интересной работы для меня – я просто хотел подчинить музыкантов своего взгляда на интерпретацию, а стараться вдохновить их и дать им возможность внутренне принять эту штриховую и фразировочную шаблон, который мне кажется более естественным в исполнении Моцарта в наши дни.

— В этом году отмечается юбилей великого композитора Бориса Александровича Чайковского. Когда вы познакомились с его музыкой? Как вы думаете, почему ведущие оркестры в нашей стране так мало исполняют гениальные творения Бориса Чайковского?

— Мне трудно говорить о логике развития музыкальной жизни в стране. Почему не проходит «Севастопольская симфония»? «Симфония с арфой»? «Подросток»? Мне кажется, что если бы Б. А. Чайковский написал только три из этих писаний – он уже обессмертил бы свое имя, особенно, если бы он был композитором какой-либо другой страны. А «Знаки Зодиака» и Фортепианный концерт? Виолончельный концерт и Вторая симфония?

И в самом деле – что еще более бросается в глаза после ознакомления с его музыкой – каждое из сочинений Б. А. Чайковского особенным. Нет ни одного «проходящего», опус, писание, который компилируется с «отжитых» идей. Меня в первый раз познакомился с его музыкой мой близкий друг, замечательный дирижер Ариф Дадашев. А потом мой учитель – Ю. Б. Абдоков – он открыл мне музыку Б. А. Чайковского в абсолютном, если можно так сказать, перспективы.

Николай Хондзинский

Повторяю, мне трудно понять, почему так мало исполняют музыку Б. А. Чайковского. Почему не исполняют музыку Н. И. Пейко. Почему не исполняют музыку Р. Попова. Почему многие произведения Г. в. Свиридова возвращаются на сцену концерта «Русской консерватории», например, а не другим, великим государственным коллективам.

Вполне возможно, проблема в том, что мало дирижеров и певцов могут на должном профессиональном уровне, чтобы исполнить произведения Чайковского или других перечисленных мастеров. А кто для Вас в Вашей профессии был эталоном во времена учебы в консерватории и по-прежнему ли эти ориентиры сегодня? Какие писания для Вас является «необходимым» для выполнения?

Кажется, еще в период моей учебы в Гнесинском школа персонаж Е. А. Мравинского приобрела для меня особое значение. Затем, уже во время учебы в консерватории, я решил попробовать найти его ученика и преемника его школы. Так состоялось мое знакомство с выдающимся музыкантом нашего времени – Эдуардом Афанасьевичем Серовым. По разным причинам мне не удалось официально участвовать в его классе в Санкт-Петербургской консерватории, однако в течение нескольких лет я имел возможность работать с ним.

Честно говоря, из оставшихся для меня исторических достопримечательностей, от времени консерватории – Е. А. Мравинский и И. А. Серов, который, кстати, выполнил ряд премьер произведений Б. А. Чайковского и которому принадлежит несколько ссылок, на мой взгляд, позиции.

Конечно, со временем я обнаружил ряд великих, без преувеличения, зарубежных музыкантов XX века, действующие сегодня, – это и г-н J. E. Gardiner, и Вы. Арнонкур, и Ф. Херевеге, это целая плеяда мастеров нового поколения – Марка/, Кристиан Тильман и многие другие. К сожалению, часто в стенах зимних садов, эти фамилии вызывают удивление. Я стараюсь учиться у каждого, кто поразил меня.

— А какие сочинения для Вас-это «необходимые» для выполнения?

— Из необходимых – «Севастополь симфонии» Б. Чайковского, «Симфонические танцы» С. Рахманинова, 1-симфония H. Пейко, 2-я симфония Мясковского. В самом деле, можно еще очень долго. Это и симфонический, и оперный репертуар, творчество гениев из разных эпох. И хотя в списке они будут, как часто звучащие композиции, как и в почти невозможно – в каждом из них есть что-то, что делает его стремление к реализации.

Есть письма, записи, которые я не могу удовлетворить, и мной движет желание, чтобы услышать эту живую музыку так, как слышу внутренне. Есть такие ноты, как, скажем, «Тристан и Изольда» или эти «Симфонические танцы», которые были записаны десятки раз, и есть роскошные записи с прославленными оркестрами и дирижерами, но любовь к музыке и желание, чтобы коснуться его лично ставят эти произведения в том же ряду.

См. также:Никита Борисоглебский: «Нужно пропускать через себя чувства, которые мы хотим передать своим слушателям»

— Музыка – вещь непостижимая и ее понимание в конечном счете, сводится к интуитивно понятному управлению. Что для Вас главное в музыке? Чем должна обладать действительно хорошая музыка, независимо от ее стиля и времени, восстания, 26 симфония Моцарта или «Знаки зодиака» Бориса Чайковского? Как научиться это понимать – как нужно отбросить моду, ложные авторитеты, конъюнктуру и псевдоученый снобизм и понимание искусства как правду?

— По слову Блаженного Августина – музыка является одним из даров Божиих. И этот дар – некий «надсловесный» язык, с помощью которой вы можете хвастаться перед Творцом, как об этом пишет псалмопевец, можно совершать молитвы. А поскольку язык этот имеет божественную природу, владение или желание овладеть может приблизить нас к Богу. Может дать понять что-то, что другими путями понять не можете. Музыка может сделать Божье присутствие ощутимым, по крайней мере, на какое-то время. И даже для человека не только нецерковного, но и даже не верующего.

Конечно, я убежден, что музыка не должна быть развлечением, как, впрочем, и любое искусство. Так, пожалуйста, усилия человека, чтобы открылись уши, чтобы слушать музыку. Так же, как и для тренировки для каждой профессии. Как и усилия, чтобы быть в Церкви, чтобы жить по заповедям. Но, как и в других случаях, самое сложное-это первый шаг. С каждым открываться будет все больше и больше.

Я могу сравнить этот путь с подъемом на горную вершину. Достигнув его, оглядываясь по сторонам, захватывает дух от этой красоты. Однако, посмотрев наверх, оказывается, что это вовсе не вершина горы, а только небольшая ее часть – а до настоящей вершины еще долгий путь. И, таким образом, к следующему саммиту всегда.

Что интересует современное общество легко можно судить по тому, что сейчас заполнены социальные сети. Но все время есть и будут люди, которые, чувствуя пустоту в середине, ищет решения проблемы: откуда она? И только найти ответ на этот вопрос сознательно решают, чем ее заполнить. Возможно, часто это происходит эмпирически. Заполняя черные дыры в своей душе, попытаться понять, что заполняет пустоту, а что расширяет границы этого пустого места.

Музыка – это что-то доступное для каждого желающего. Эти двери не закрыты, но вы должны их открыть. Вероятно, это правильно утверждение, что классическая музыка только для «избранных». Есть только одно маленькое и важное дополнение: этим избранным можно стать самому. Музыка объединяет тех, кто ее слышит. Тех, кто хочет ее слушать.

Я абсолютно уверен, что и в наше время музыка может объединить и представителей интеллектуальной элиты, и простого слушателя, подготовкой которого будет быть только открытое сердце.

Беседовал Александр Тлеуов

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ