Отчего перестал кашлять Юрий Башмет

Автор:Аида Воробьёвa

Отчего перестал кашлять Юрий Башмет

В Сочи прошел X Зимний фестиваль искусств Юрия Башмета

Про фестиваль в Сочи, большую музыку и тех, кто говорит о ней с уважением и без.

В Сочи прошел X Зимний фестиваль искусств Юрия Башмета. Он не только подвел итоги десятилетия, показав то, что уже смело можно отнести к долговременному вкладу в российскую и мировую культуру.

Не только открыл публике неожиданные «сближения» — например, между русской музыкой и китайской, между классикой и роком. Фестиваль также и выявил разрывы — в частности тот, что касается уровня профессионализма (а точнее, непрофессионализма) некоторой части массовой прессы, пишущей об искусстве.

Начнем с того, что старт фестиваля на этот раз выдался как никогда громким, и не узнал о нем в стране разве что самый ленивый: на неофициальное открытие программы 17 февраля прилетел президент Владимир Путин.

Говорят, Владимир Владимирович давно хотел посмотреть спектакль «Не покидай свою планету» по мотивам «Маленького принца» Сент-Экзюпери, рожденный творческим трио музыканта Юрия Башмета, актера Константина Хабенского и режиссера Виктора Крамера.

Но в Москве, где эта постановка вошла в репертуар театра «Современник», поймать удобную дату не получалось — а тут все совпало: свободный в президентском графике вечер и любимый Путиным Сочи.

Правда, корреспондент «Труда» подлетел в черноморский город лишь на следующий день, на официальное открытие фестиваля. Но в самом внимании к сочинскому представлению мне видится большая символика: тем самым отмечен, говоря модным словом, тренд, рожденный в Сочи — «транскрипции» мировых шедевров, представляющие их новое осмысление и к тому же приспособленные к мобильной гастрольной сцене.

То есть, жанр этот, конечно, существовал и раньше, но именно Башмет стал разрабатывать его с небывалым прежде упорством. Одно из замечательных достижений — спектакль «Фантастическая Кармен», представляющий знаменитую историю любви и ревности в трех плоскостях — оперной, балетной и драматической.

Не случайно на нынешнем фестивале, ставшем как бы итоговым за 10 лет, «Кармен» повторили — частично с новыми, а частично с прежними исполнителями, в том числе с вернувшейся на сцену после рождения дочери примой-балериной Большого театра Екатериной Шипулиной.

Не всегда в равной степени постановщикам сопутствовала удача. Многое интересно и остроумно, например, в новом спектакле «Севильский цирюльник» по мотивам знаменитой оперы Россини— в первую очередь парадоксальные инструментальные фантазии композитора Кузьмы Бодрова, отталкивающиеся от приемов, еще лет 40-50 назад предложенных мастером музыкального сарказма Альфредом Шнитке.

Но вот драматургия получившегося целого вызвала вопросы: сюжет оперы брошен на середине, дальше на первый план выходят словесные монологи героя в исполнении Евгения Стычкина, где речь уже идет о внутренней драме самого Россини, в 37 лет (роковая цифра!) вдруг «умершего» как оперный композитор, тогда как судьба отвела ему еще 39 лет жизни.

Одно с другим соединено не без насилия, и эту, драматургическую сторону, мне кажется, авторам еще предстоит «докрутить». Уж не говорю о том, что хорошо пели лишь двое — Дара Савинова (Розина) и Юрий Городецкий (Альмавива), партии же Фигаро, Бартоло и Базилио оказались на грани провала.

И все же интересного на сцене Зимнего театра и Органного зала — главных традиционных площадок фестиваля — было больше. Как, например, не высказать Башмету благодарность за знакомство с изумительными молодыми виртуозами — французским гобоистом Филиппом Тондре, испанским валторнистом Хосе-Висенте Кастелло, японской фаготисткой Риэ Коямой, вместе с нашим феноменальным кларнетистом из пермского оркестра Теодора Курентзиса Валентином Урюпиным исполнившими Концертную симфонию Моцарта.

А какими новыми красками заиграли песни лидера рок-группы «Ночные снайперы» Дианы Арбениной, когда сопровождать их стал симфонический оркестр Башмета «Новая Россия»! Дуэт Юрия и Дианы волею случая возник два года назад, когда музыканты записывали в соседних студиях новогодние программы и решили попробовать поиграть вместе, чему помог отличный аранжировщик Дмитрий Рябцев.

Так возникла программа «Классика и рок», впервые прозвучавшая в Сочи в 2015-м, а теперь расширенная за счет новых вещей, в том числе отчаянно-драйвовой песни «Очень хотела» с прошлогоднего альбома «Снайперов» «Выживут только влюбленные». (Кстати, буквально на следующий день после сочинского исполнения вышел роскошный черно-белый клип с обнаженной Арбениной на эту песню, который, как рассказала журналисту «Труда» сама певица, зрел у режиссера Юрия Грымова долгих два года.)

Особенной страницей смотра стали гастроли Гонконгского оркестра китайских инструментов под руководством Яна Хюичаня. Это один из лучших в музыкальном мире Поднебесной коллективов, уже вызвавший восторг публики фестиваля «Евразия-2013» в Екатеринбурге.

Игра ансамбля из сотни музыкантов впечатляет не только виртуозным совершенством, но удивительно светлой образностью. Может быть, таков репертуарный выбор дирижера, но судя по нему, и старинной, и авангардной музыке китайских авторов не свойственны трагизм и конфликтность, наоборот, она ярко живописна, пейзажна, подчас заразительно юмористична в изображении народной жизни от сельского быта до развеселых праздников, явно проходящих не без употребления «согревающих» напитков.

Музыканты даже чокались на сцене маленькими стопочками — что в них было налито, нам осталось неизвестно, но, похоже, темперамента и огня игре это только прибавило.

А какое разнообразие форм и тембров инструментов! Тут и двухструнные эрху — далекие собратья скрипки с волшебным «носовым» звуком. И изящные грушевидные пипы — местные лютни. И маленькие ручные органы, цимбалы, гусли, китайских названий которых я не в состоянии передать. И рожки, неожиданно с совершенно «владимирским» звуком…

Эти поразительные перекрестья столь далеких, казалось бы, культур уловил известный композитор Тандун, чей концерт для пипы с европейским оркестром исполнили китайская солистка Бель Шу и ансамбль «Солисты Москвы» Юрия Башмета. А наш автор Александр Чайковский, наоборот, вдохновился китайскими пейзажами XI века в своей Сюите для двух оркестров, европейского и китайского, мировая премьера которой состоялась в Сочи.

Мастер-классы известных вокалистов и инструменталистов для молодых музыкантов. Лекции столичных специалистов по современной поэзии, изобразительному искусству. Выставки к юбилеям композитора Стравинского и пианиста Гилельса. Международная экспозиция видеоарта… Все это и многое другое — тоже сочинский фестиваль, выросший за 10 лет из скромного камерного смотра в артистическую встречу интернационального масштаба.

А еще это событие, в определенном смысле «поставившее на место» высокую творческую и журналистскую тусовку. Речь, правда, не о самом форуме, а о его освещении в прессе. Пока мы, аккредитованные на фестивале журналисты, готовили свои аналитические заметки, одна блогерша, почему-то пользуясь сайтом известного еженедельника, привлекла всеобщее внимание разбитными постами. Стиль примерно такой:

…На сцену вышли Юрий Башмет и глава города Сочи Анатолий Пахомов. Башмет не кашляет — молодец, видимо, бросил курить. Пахомов одет в голубой пиджак и узкие мятые джинсы — отлично, по моде… Заиграли Моцарта. Музыка веселая — композитор умер юным, не успел хлебнуть горя (это об авторе великого «Реквиема» — С. Б.). Пока идет увертюра (в Концертной симфонии нет увертюры — С. Б.), дама с гобоем нетерпеливо облизывает мундштук (на гобое играл мужчина — С. Б.), а затем эта «миниатюрная француженка» (не существующая в природе — С. Б.) так и норовит задеть своим инструментом валторниста и фаготиста (вот на фаготе как раз играла «миниатюрная японка» — С. Б.). Публике интересно — заденет ли? (говорил потом со многими слушателями, все выразили восхищение мастерством музыкантов, но никому не было «интересно, заденет ли» — С. Б.).

И в таком духе, с подобными ляпами — обо всем фестивале. Ну, бог с ним, кто чего в интернете не пишет — но эти посты оказались страшно кликабельны! Превзойдя по этому показателю большинство наших «серьезных» публикаций.

Взбудоражив аудиторию не только России, но Америки, Израиля, Португалии… Хотя их автор, заговорив в зале с журналистом «Труда», честно призналась, что, например, понятия не имеет о сюжете классической оперы «Мадам Баттерфляй»…

Легче всего было бы сказать девушке, восполняющей недостаток образованности избытком бойкости, «фи». Но не напоминание ли это и нам, «солидным» критикам, о том, что серьезность и зубодробительный академизм — вовсе не синонимы? Что глубину разговора можно и нужно сочетать с яркостью стиля. Что именно так разговаривали с читающей публикой Шуман, Чайковский и другие великие знатоки музыки, когда брались за критическое перо.

А возвращаясь к любителям интернет-стеба… Может быть, Юрий Башмет отважится на конференцию в Сети? Допустим, на сайте собственного фестиваля. Ему, опытнейшему артисту, за словом в карман не лезть. Но это уже, наверное, история для следующих фестивалей.

Сергей Бирюков, “Труд”

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ