«Мы живем такой же жизнью, как и другие люди». Неизвестное интервью Валерия Халилова, руководителя ансамбля имени Александрова, который погиб в авиакатастрофе

Аида ВоробьёвaАвтор:Аида Воробьёвa

«Мы живем такой же жизнью, как и другие люди». Неизвестное интервью Валерия Халилова, руководителя ансамбля имени Александрова, который погиб в авиакатастрофе

Валерий Халилов. Фото – Евгений Биятов/Sputnik / Scanpix / LETA

25 декабря потерпел крушение самолет ту-154, который должен был доставить в Сирию артистов ансамбля имени Александра.

Команда летел вместе со своим художественным руководителем, дирижером Валерием Халиловым, чтобы предстать там перед российской армией. Все находившие на борту, погибли.

В распоряжении «Медузы» оказалось интервью Валерия Халилова, который дал летом 2016 года, студент факультета журналистики московского государственного университета Степану Петросяну, проходившему практику в журнале «Русский репортер»; этот материал не вышел.

«Медуза» публикует интервью Халилова, без сокращений.

— Насколько я знаю, музыкой вы зависимы от детства, была военная семья. Почему решил связать свою жизнь не только с музыкой, а именно с»?

— Музыка не интересовался от четырех лет. Дирижер решил стать не могу, а [я] мой папа. И мама. Они в 11 лет меня отдали в Московскую музыкальную школу, теперь это называется Московским музыкальным училищем, который участвует в [фестиваль] «Спасская башня» — барабанщиков, суворовцы.

Учился там семь лет, освоил будущей профессией, получая среднюю военно-музыкальное образование, среднее специальное. Потом пять лет учился на военно-дирижерском факультете при Московской консерватории, а потом, получив звание офицера, был направлен на прохождение дальнейшей военной службы — в городе Пушкин, старые Царское село, Ленинградская. Вот так моя карьера развивалась изначально. Не я решил стать дирижером, меня отдали. Я не понимал, что к чему.

— А никогда не хотелось просто стать музыкантом и играть на данном инструменте?

— И да, не знаю, был уже музыкантом, занимался музыкой до одиннадцати лет — одиннадцати, меня отдали в Суворовское музыкальная школа как музыкант.

— Как вы считаете, сейчас духовая музыка, оркестровая популярна?

— А вы как считаете?

— Из моих друзей только один молодой человек хочет пойти в армию и стать именно военным дирижером, никто такого желания не было, так и слушателей такой музыки едва ли найдется много.

— Профессия дирижера сама по себе очень редкая, тем более военного. Это масса, как говорится, товар индивидуальный.

— Военный дирижер отличается от гражданского?

— В сущности, по образованию ничем: высшее специальное музыкальное образование, но особенностью является то, что военный дирижер офицер. Офицер, конечно, присущи какие-то определенные, так сказать, символы. Каждый военного дирижера, помимо специального музыкального и среднее военное образование: командир подразделения, а он говорит все. То есть это и огневая, и современные, и гуманитарная — все виды тренингов, которые учат солдат.

Ну и, кроме того, руководство оркестром — это не только руководство, а обеспечить оркестром воинских ритуалов. Это определенный жанр военной музыки — это маршевая музыка, как правило, протокольная, государственный гимн. Элементы программного обеспечения военного ритуала — поднятие государственного флага, обеспечение торжественных встреч — все это военная музыка.

В конце концов, это только культурное, эстетическое воспитание личного состава вооруженных сил и членов семьи военнослужащего средств военно-музыкального искусства. То есть, оркестр должен выполнять еще и другую музыку. Это отличает военного дирижера, от простого дирижера — есть еще и военная составляющая.

— Как вы видите современного любителя оркестровой музыки — не только военных, но и гражданских?

— Трудно сказать, что это «любитель музыки оркестр». В целом для того, чтобы любить духовую музыку, надо, наверное, быть в курсе репертуара, [знать] произведения, которые звучат в исполнении духовых оркестров и которые просто написаны для них.

Эта любовь основана не только на «взял и полюбил»; видимо, был какой-то момент времени, который позволил бы понять, что духовая музыка — это такой интересный вид музыкальной деятельности, тип исполнения на духовых инструментах, потому что духовая музыка, конечно, отличается от симфонической музыки, от народных инструментов. Используются только духовые и ударные инструменты.

Чтобы оркестр музыки кроется своя система производства звука, так называемый масштаб. Она не деревенская, но прост для понимания, что это очень демократично. Так что и жанр — это песня, марш, вальс, легкие попурри. Это не скрипка, на которой можно, не набирая воздуха, выполнять сказочные в любом торговом доме звуки.

Проще в освоении духовых инструментов, так и для духового оркестра, например, самодеятельного, характерно то, что в нем исполнители от мала до велика — и дети, и взрослые; оказывается, коллективное воспроизведение музыки. В связи с этим, конечно, можно и любить эту хоровой музыки — это она очень доходчива, очень приятная на слух.

Кроме того, это совершенно «живая музыка», как сейчас привыкли говорить. Очень живая. В корне духового оркестра, духовых инструментов лежит дух, дыхание, поэтому он очень чувствителен. Когда даже слабый состав духового оркестра игра, вокруг него собирается очень много детей, потому что всегда очень приятно, что играть простые мелодии и звуки эти восстановления очень тебя пробирают, доходят.

— Что для дирижера важно, кроме дисциплины?

— Главное, чтобы дирижер был очень профессиональным, потому что представьте себе: вы — музыкант, каждый день репетиции. [Если] приходит дирижер, плохо подготовлен, это для вас, хорошая музыка, просто мука мученическая, как говорят. Под управлением или таланта, или плохо обученного дирижера.

Чтобы добиться успеха в оркестре, нужно хорошо знать результат, нужно знать на жанрах, видах искусства. Такой комплексный подход должен быть. Сам дирижер должен много знать, чтобы быть образцом культуры и поведения, знаний и навыков — навыки, чтобы заработать авторитет у музыкантов. А как говорил Суворов, где успех, там победа.

— Как вы считаете, влияют ли военные действия, события в мире на популярность оркестровой музыки военной, на ее развитие?

— Это все взаимосвязано. Такая мелодия — «Священная война» Александрова. Вот война и создание этой мелодии — это же взаимосвязано. Буквально на следующий день была написана эта замечательная мелодия, которую и по сей день делаем. (Александр Александров написал музыку, через несколько дней после начала войны, 24-25 июня 1941 года — прим. «Медузы».)

Или, скажем, Харитонов, «День победы» (1975 год — прим. «Медузы»). Это связано с другим поколением, современном, но отголоски этой памяти, которую мы, потомки тех, кто воевал, мы носим в себе, когда мы создаем музыку на тему Великой Отечественной войны.

Война влияет не только на создание музыки, но и на создание образов, спектаклей в театре, особенно в кино, конечно. Это все на тему искусства, это комплексные. Конечно, другие процессы, происходящие в мире, имеют определенный ответ, в том числе и в музыке. Все взаимосвязано в жизни.

— Кто является для вас образцом для подражания в начале карьеры? Был ли какой-то человек, на которого вы хотите выглядеть?

— Отец. Он был дирижером, прекрасно владел фортепиано. Он был утонченным, аристократическим военным — я бы так сказал. Выделялся своим аристократизмом и в поведении, и в одежде, и в манерах. Такой тощий был человеком. Для меня это был, конечно, примером.

Потом, когда я поступил в Суворовское школе, примером для меня стали мои опекуны. У нас есть семь лет там учились, а отец рано умер. В высшей школе уже были другие учителя, которые для меня образец профессионализма, поведения, культуры.

Я считаю, что, конечно, семья-это самое главное. Семья должна быть образцом, потому что все, что [там] рождается вся дальнейшая жизнь — это, конечно, в семье. Так и должно быть. А потом появляются другие вопросы, связанные с образовательной, с окружающими тебя людьми, и так далее, так далее.

Главный дирижер России Валерий Халилов во время шествия по тверской улице музыкальных коллективов-участников военно-музыкального фестиваля «Спасская башня». 6 сентября 2014 года. Фото Сергей Бобылев / ТАСС / Scanpix / LETA

Конечно, место пребывания — вот я служил в Пушкине — не могло не оставить любви к архитектуре, например, для садов и парков регулярно, как это было во дворцах. От этого у меня поднималось настроение, [разработали] воображение, все это привело к тому, что я начал писать музыку, которую до сих пор пишу.

Все опять друг с другом связаны. От генности, породистости, традиции. Почему военная династия? Потому что отец был военным, сын был военным, внук, да и мне удалось. Это здорово — уже решена твоя судьба, ты уже знаешь, что будешь делать.

Это очень важно: не позже шараханий из стороны в сторону, здесь он работал, он побежал вон туда, там попробовал — такие «бегуны». Не, у меня это была судьба, поэтому я до сих пор служу в армии, и слава богу.

— А что для вас является источником вдохновения?

— Мы живем такой же жизнью, как и другие люди, так что военные события. Все события, которые нас касаются, но у меня есть своя профессия, к которой я принадлежу, которая мной руководит, поэтому источником вдохновения для меня является написание, музыка, концерты, проведение мероприятий, фестивалей, участие в этих мероприятиях, «Спасская башня» в ближайшее время будет в сентябре. Это источник вдохновения, предвосхищающий мою работу.

Я готовлюсь к этому событию, лично я учусь, готовлю команду. Когда цель будет достигнута, в зависимости от результата — это меня или радует, или огорчает, или призывает к осмыслению, что же делать дальше и как делать. Вот такая жизненная позиция. В этом и есть жизнь.

Екатерина Петросян, «Медуза»

Об авторе

Аида Воробьёвa

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ