Марк Франкетти: «Всегда интересная история Филина»

Автор:Аида Воробьёвa

Марк Франкетти: «Всегда интересная история Филина»

Кадр из фильма «Великий Вавилон»

Журналист и режиссер-документалист Марк Франкетти рассказал о фильме «Вавилон Великий», о том, как история Сергея Филина стала главной в истории закулисья Большого театра, и о том, как на картинке отнеслось руководство главного театра России.

В пятницу, 11 марта 2016 года, Первый канал показал документальный фильм «Великий Вавилон».

Его авторы — московский корреспондент лондонской газеты The Sunday Times » Марк Франкетти и режиссер, и оператор-режиссер Ник Рид — в течение двух лет снимали скрытой от глаз зрителей жизнь Большого театра.

Говорили с генеральным директором театра Владимиром Уриным, артистами труппы балета Анастасией Меськовой, Мария Александрова, Мария Аллаш, с экс-вокалистом Большого Николая Цискаридзе, с членами совета директоров, с премьер-министром Дмитрием Медведевым.

Главным героем картины был Сергей Филин — худрук Большого балета. В январе 2013 года на него было совершено нападение: неизвестный плеснул ему в лицо кислотой.

Позже выяснилось, что нападение организовал танцор, солист театра Павел Дмитриченко. Эта драматическая история стала отправной точкой сюжета «Великого Вавилона».

Российская телепремьера картины состоялась три года после событий, когда виновные уже наказаны, а Филин перенес многочисленные операции и почти восстановила зрение, и за неделю до 17 марта, когда заканчивается его контракт с Большим, который Владимир Урин принял решение не продлевать (этот пост приглашен Махар Вазиев).

— Почему вы заинтересованы в закулисной жизни Большого театра?

— Идея «Великого Вавилона» появилась сразу после нападения на Сергея Филина. Это была необычная ситуация, об этом писали во всем мире, и мне интересно не только сделать фильм о самом теракте, но и понять, как театр отражает российские реалии, так как он является отдельным миром, или зеркалом общества.

С самого начала мы не хотели снять фильм о современном искусстве или о балете — таких фотографий много, но они в основном предназначены для балетоманов. А «Вавилон Великий» — для широкой аудитории, которая, скорее всего, ничего о балете не знает.

— Трудно было получить доступ в кулуарах театра?

— Сначала мы договорились с Иксановым (Анатолий Иксанов, генеральный директор Большого в 2000-2013 годы. – ред.), получили разрешение на съемку в театре, но, когда в нападении на Филина обвинили солиста Павла Дмитриченко, нас не пускать.

Для многих то, что виновником был человек изнутри, оказалось двойным ударом. А через несколько месяцев после назначения президента Владимира Прошла (в июле 2013 года. — ред.), мы должны были общаться снова — мы показывали то, что уже удалось снять, рассказывали о своей концепции. И, как ни странно, то, что казалось самым трудным, оказалось самым простым. Нас пустили в здание.

См. также:Владимир Маторин: «Я для вас способ, чтобы быть лучшим»

При этом не имеет каких-либо ограничений, дополнительных согласований, абсолютная свобода говорить со всеми и сделать все, что хотели.

Ни разу не упало и просьб показать фильм до его просмотра. Я живу в России давно, у меня было много острых материалов, и могу сказать, что так, как он работал с Большим театром, на Западе было бы просто невозможно.

А вот доступ к внутренней кухне, подводный тенденции зависит от артистов и сотрудников театра. Это действительно открытый и очень сложный мир, и мы не говорим, что мы в полной мере понимаем, как работает Большой, но выход, однако, поднял.

— Владимир Урин в комментариях к фильму сказал, что не согласен со всем, что показывали в «Великом Вавилоне», но сам фильм назвал честным и не стал просить что-то удалить, что-то не показывать. Так это было?

— Хотя такой запрос не звучало, мы решили после завершения работы показать фильм Урину — и не только ему, но и другим героям картины. Ведь все было построено на доверии, и нам было важно знать, есть ли какие-либо существенные претензии.

Балерина Мария Александрова, например, замечаний не высказала, но сказала, что ей было больно, потому что история, вокруг которой построен фильм, очень болезненные. А они все очень любят свой театр и, конечно, хотелось бы, чтобы картина была, скажем, только о балете, искусства и красоты.

А комментарием Прошла я очень рад — главное, чтобы не чувствовать, что предал их доверие. И если вы лично к нам никаких претензий, это значит, что никого не обманул и сделал то, что обещал.

Хотя, я должен сказать, что в фильме мотив нападения на Сергея Филина, звучит больше, чем мы ожидали.

Мы хотели, чтобы эта история стала отправной точкой рассказы о театре. Но уже при монтаже стало понятно, что всегда есть интересная история Филина — об этом нам говорили дистрибьюторы, говорили на телевидении, на «Би-би-си», на немецком телевидении.

См. также:Голос последнего пульта

— Публики, зрителей, чтобы узнать о том, что происходит в театральных кулуарах, как распределяются роли, о конкуренции? Что дает им это знание?

— Конечно, что можно спокойно жить до старости, не зная, что происходит в Большом театре. Но это уникальный бренд, и почти у каждого — пусть не русского, но москаль — это история, связанная с первым визитом в театр.

В мире нет театра, который имеет такой статус, насколько сильно в России. Представлял Советский Союз, теперь Рф. И попытаться понять, что это удивительное место, как этот фантастический мир устроен, мне лично было интересно. Удалось, конечно, только частично. Но результат оказался интересным.

— Мир балета вам появился жестокий?

— Знаешь, он не жестокий, трудный, очень трудный. Это первая вещь, которую ты видишь, когда приходишь на пробы, не зная ничего о балете, как я, например. Из зала этого не увидеть. Когда смотришь на сцену, видишь только, как это все красиво и легко.

Вторая вещь, которая поражает в мире танцоров, семь, восемь, девять лет, знают, что они хотят делать в жизни. Я только в 25 лет я понял, чем хочу заниматься в жизни! Интересно, откуда это в них?

И они полностью преданы своей профессии, по своему выбору. Для них балет — это жизнь.

Конечно, очень трудно стать звездой, потому что много талантливых художников и много желающих. В балете сложнее, чем в спорте, потому что субъективен, все зависит от личных пристрастий руководителя и отношений.

— Можно ли снять что-то вроде «Великого Вавилона», о западных балетных компаниях?

— Я думаю, что можно. Много лет назад «би-Би-си» снял шестисерийный документальный фильм «The House», посвящена тому, что происходит за кулисами (в Royal Opera House, Ковент-Гарден. — ред.). Иметь доступ за сцену, а после выхода картины был большой скандал, потому что обнажилось все, что скрывалось.

Но повторяю: нет в мире другого театра, такого же статуса, как Большой.

См. также:Владимир Сиренко: «Сегодня некоторые люди вообще не знают, кто такой дирижер…»

И мне было интересно понять, откуда взялся этот статус, почему это настолько уникальное место, что он говорит о России, откуда они взялись, эти политические связи, почему возникла эта интрига. Даже итальянская «Ла Скала» — по-прежнему остается театром, а не символом государства, как и Большой.

— 17 марта заканчивается контракт Большого театра с Сергеем Филиным. Уходит со своего поста, но, кажется, собирается остаться в театре в другом качестве. В фильме об этом не говорит, но на ваш взгляд, к такому выводу привело это нападение на Филина в январе 2013 года?

— В фильме мы показали конфликт между Филиным и Уриным, но я точно знаю, что директор не снял бы худрука балета только из-за творческих разногласий. Но Филин долго болел, у него была травма глаз, и требовать от него, чтобы он работал как раньше, не удается.

Не мне судить, на сколько принятые решения являются правильными. Но то, что Филин остается в театре, что означает, что между ними сохранились нормальные отношения. И, на мой взгляд, хорошо, что он остается.

— В фильме Владимир Урин сказал, что он надеется создать нужную атмосферу в театре? Как вы думаете, у него получится?

— Этого я не знаю! Во время съемок я обнаружил, что Урин — человек прямой, смелый, открыто говорит, что думает и быстро принимает решения. И он действительно хочет, чтобы, например, система назначения артистов на роли была прозрачная.

Игорь Карев, «Газета.Ru»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ