Махар Вазиев: «мы должны сохранить наш репертуарный театр»

Автор:Аида Воробьёвa

Махар Вазиев: «мы должны сохранить наш репертуарный театр»

Махар Вазиев

Махар Вазиев дал первое интервью в статусе руководителя балета Большого театра: о жизненных принципах, невероятном опыте, мечтах и новых производств.

– С Вами связывают расцвет балета Мариинского театра: эти 13 лет, что были балетным руководителем, являются появлением Лопатиной Ульяны, Дианы Вишневой, Светланы Захаровой, которую затем пригласили этуалью в «Ла Скала».

– Раскрыть талант, который есть в человеке, в актере, и то, чему его научили в школе учителя — это самое главное. Если плохо, не хорошо танцевать ту или иную партию, не до конца, это не потому, что он плохой. Потому, что я не в состоянии найти правильное решение, как лидер.

– Конечно, помогает опыт танцовщика?

– Я благодарен людям, с которыми я работал: себя мы даем импульс, мы развиваем себя. В этом смысле я счастливый человек.

– Тот же Гергиев, который должен научить?

– Валерий Абисалович — это особенный человек, и в мире искусства, и в моей жизни. Да. Он меня научил, очень много. Это правда.

– Ваши слова об ответственности за результат, о желании дать возможность максимально открыть своим подопечным вызвали воспоминания о Брижит Лефевр (девятнадцать лет он возглавлял балет Опера Гарнье — ред.), которая позволяла даже танцовщикам попробовать себя в режиссуре.

– Брижит Лефевр — замечательная женщина, замечательный и очень талантливый руководитель. Очень много сделала для французского балета… Но знаете, если сравнивать западную систему и наши, скажу, что мы должны сохранить наш репертуарный театр, в котором мы можем развиваться, создавать замечательных солистов, звезд и в то же время мы можем вырастить новых режиссеров, хореографов.

Работая на Западе, я был убежден, что наша система является гораздо более интересным и перспективным, и мы должны ее защищать.

– А как вам удалось освоить западную систему? Я должен был это сделать уже на практике, будучи руководителем балета «Ла Скала».

– Трудно работать в системе, в которой не учитывается специфика данного искусства.

Сначала пытались мне объяснить: многое из того, что я хочу, юридически сложно. Например, у нас это нормальная практика возвращения художника на службу, когда после травмы, болезни, после пропуска двух-трех месяцев, нагрузка увеличивается постепенно. Там не так: пришел и с первого дня должен крутить 32 фуэте, и никого не интересует, что болели, это ваша личная проблема. И так — во многих точках.

См. также:Денис Мацуев: «Ко всему нужно подходить с глубочайшей иронией»

Конечно, уникальный театр «Ла Скала», его история. Но самое главное, самая большая ценность — это аудитория. Завоевать аудиторию, тем более оперные, силы далеко не всем.

– Самый трудный в мире?

– Я приведу пример. Я сидел на генеральной репетиции оперы, рядом — мужчина, как оказалось, достаточно повидавший. В середине он меня спросил: «Скажите, маэстро, тебе нравится?» Я ответил: «Мне кажется, интересно. А Ты?» — «Ужасно!». Я погрузился в тишину. И я начал слушать.

Это было интересно. Видел же Беньямино Джильи (выдающийся итальянский оперный певец и актер, один из величайших теноров, которого называли наследником Энрико Карузо — ред.)! Я знаю семью, которая 50 лет ложу в Ла Скала… Да, у них другая история. На нашу же долю выпало много катаклизмов.

– До революции у нас тоже были семьи, которые имели ложи в театрах.

– Да, ты прав. Зрители, особенно зная, имеет огромное значение.

– Интересуют хореографические предпочтения. Современная хореография или классика?

– Балет Большого театра исторически сложился как классический балет, в первую очередь. — А кроме того, мы готовы экспериментировать и работать практически со всеми хореографами, если нам предложат что-то интересное.

– Те же реконструкции, например, которые начинали еще в Мариинском театре, восстановление исторических балетов?

– Почему бы и нет?

– А у вас уже есть что-то конкретное, о чем вы можете сказать, или все производства, планы все еще в стадии обсуждения?

– Те проекты, которые уже были определены, по расписанию, нарушать не собираюсь.

Знаете, в мире есть много компаний, где… Я называю это словом «фантики»… если вы увидите их репертуар, Можно полюбоваться — что только они не танцуют! Но смотреть на это невозможно.

Я думаю, что наравне с формированием плакаты существует едва ли не более важная задача, тем более, если мы говорим о таком театре, как Большой: нужно растить «звезд» в своих недрах. Именно «звезд» – ярких, продвинутых танцоров, танцоров, вместе с яркими красивыми женщинами. Исполнительский уровень должен быть высокий. И репертуар должен немного подтянуть.

См. также:»Руслан и Людмила» в Большом театре. Разговор

Понимаете, классические балеты, которые идут в десятки лет, только на первый взгляд, не развиваются. Их развитие заключается в том, что там есть правила. Основы классического танца — выворот на первую позицию. Не у вас первой выворотной позиции, можно быть очень талантливым, но, извините, вы не можете быть классическим танцовщиком. Таковы правила.

И в самом деле, где есть правила, там труднее всего. А посмотрите современные балеты — нет никаких правил, делай, что хочешь. Но что-то интересное и ярко, проявляется очень редко.

– Это видно даже на гастрольному репертуара Большого театра: конечно, классика — в первую очередь, ее ждут, ее требуют от агента, но при этом Большой театр возит в Лондон, Париж и современных производств.

– Пусть честно признаться, какую оперу мы хотим слушать. Если приезжает Ла Скала для нас на трассе, мы хотим итальянскую оперу?

– Да, конечно.

– Но как вы думаете, если бы привезли «Евгения Онегина», было бы очень интересно, смотреть, слушать?

– Это было бы интересно.

– Интересно,-да, согласен. Но почему отказываться от того, что мы умеем делать хорошо и даже лучше других? У нас прекрасная классическая школа. И за это нужно держаться.

– А у вас есть балетные мечты, которые вы хотели бы реализовать? Можно, гипотетически, даже не в отношении Большого театра.

– Я уже давно не мечтатель, и я пытаюсь рассуждать реальными категориями. Все, что вы делаете, вы делаете на актеров, и если вы будете заниматься актерами и компанией, я думаю, что вы будете в состоянии реализовать все ваши желания.

– А ваши зрительские предпочтения? Что вы любите смотреть?

– Я люблю смотреть разные. Главное, чтобы это было интересно, провоцировать, талант.

– Если ты за то, чтобы воспитывать в себе таланты, холить их, лелеять, не следует ли создать в Большом балета аналог Молодежной оперной программы?

– Почему бы и нет? У нас есть такие планы.

– А с Ла Скала, где тебя любили и, как я понимаю, не очень обрадовались тому, что вы решили уйти в Большой, нужно изменить? Там тоже планы были сверстаны на годы вперед.

См. также:»Михайловскому театру нужен молодой русский дирижер»

– В Ла Скала я закончил работать, но новый директор балета, Марио Бигонзетти, нужно год подождать, потому что репертуар был запланирован из-за меня. Это система…

А в целом — не было бы в моей жизни «Ла Скала», не было бы в центре санкт-петербурга, не было бы и Большого театра. И я благодарен судьбе за возможность работать с талантливыми людьми. Помогать им — это хорошо, это роскошь. И актеры, повторяю, для меня самое главное-это, быть может, еще важнее, только учителя-репетиторы.

Я, кстати, уже задавали вопрос: «Откуда вы, в основном, нанять художников?»

– Из санкт-петербурга или Москвы?

– Да. Отвечаю: конечно же, из московской школы в первую очередь. И часто общаться с Мариной Константиновной Леоновой (ректор Московской государственной академии хореографии — ред.). Между московской школой и Большим театром, должна быть тесная связь.

– Рад за балет Большого театра, я рад за вас, потому что имеет замечательных болельщиков в лице директора театра, в лице руководителя музыкального. Ваш опыт в Мариинском театре «Ла Скала» обнадеживает и вдохновляет.

– Спасибо за пожелания и за эту встречу. Тем не менее мне кажется важным — лучший результат, который мы должны достичь, мы должны достичь на сцене своего театра.

Гуля Балтаева, «Вести»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ