Людмила Улицкая: «Опера! Сойти с ума!»

Автор:Аида Воробьёвa

Людмила Улицкая: «Опера! Сойти с ума!»

Людмила Улицкая

16 апреля 2016 года, в «Геликон-опере» состоится премьера оперы-коллаж «Доктор Гааз», которую композитор Алексей Сергунин написал в книгу Людмилы Улицкой.

В этой необычной композиции, рассказывающем историю известного врача, в начале XIX века гуманизировавшего, на сколько это было возможно, российские тюрьмы, — 11 эпизодов. Еще при жизни Фридриха Иосифа (по-русски Федор Петрович) называли праведником, и даже святым.

Людмила улицкая, положившая в основу либретто некоторые эпизоды из жизни доктора Гааза, рассказывает о том, что побудило его сочинить текст для большого музыкального спектакля, поставленного режиссером Денисом Азаровым, как ей работалось с композитором Алексей Дергуниным и чему они могут научить литератора анимационные фильмы.

— Как возникла идея оперы и о чем, о ком она будет?

— Это очень старая история. Opera! Сойти с ума! Я когда-то давно говорила, что у меня одна жизнь прошла, как биолог, вторая-как бы писатель, и я хотел бы, чтобы еще была какая-то совсем другая, третья. И эта опера в каком-то смысле — для меня самый крутой поворот.

Ну как может тянуть к музыке человека, который ни музыкального таланта, ни образования не имеет? Но тянет, и с годами все больше и больше. Для меня это примерно так же, как не умеет ездить, или доктор физматнаук. Одна только безответная любовь и дерзость. И вот это — опера! При этом в «Геликоне», где когда-то был театр Зимина, где мои деды и молодые ходили…

Я думаю, что мне придется лежать на одном кладбище c доктором Гаазом. Прадед мой с довоенных времен там лежит, — и еще бабушка с дедушкой, мама, дядя. С детства я была на центральной аллее Введенского до Немецкого кладбища, а моя бабушка рассказала мне о докторе Федоре Петровиче Гаазе, показала его могилу.

В детской памяти отложился каким-то странным образом — кем-то вроде семьи. Уже во взрослые годы я прочитала о нем все, что могла получить, и далеко от меня этот великий человек уже не уходил никогда…

— Основой либретто можно поставить реальную историю из жизни Гааза, или создали его обобщенный, эмблематический образ?

— Доктор Гааз — это то, что полностью разрушен и в жизни, и в нашей памяти. И даже больше: это был человек, жизнь положивший за друзей своих», за «несчастненьких», как он говорил, юродивый в какой-то области.

То есть, Гааз не принимал правил обычного поведения, иностранец, немец, врач, который прибыл в Россию молодым человеком, лечивший знать, родственников императора, разбогатевший, а потом пять домов и владений слить на осужденных, на «мразь тяжелые», на колодников…

См. также:Музыкант высоких идей. Пианист Сергей Бабаян о Гергиеве, конкурсах и любимых композиторах

Двадцать лет Гааз требовал, чтобы тяжелые колодки поменяли на легкие, чтобы скороходы свои ноги, не разбивали в кровь на Владимирской дороге. И вот сегодня учредили медаль имени доктора Гааза для врачей с этой замечательной тюремной системы, и дают ее лучший хранитель врачей.

О других ничего сказать не могу, но того врача, который непосредственно отвечал за смерть Сергея Магнитского ему эту медаль дали. Гааза, таким образом, приватизации! Здесь, на этом месте, и душа в огне…

Я написала какой-то «Марш» узников всех времен и народов, идут и поют, бесконечной чередой, а прерывается это шествие сцены из жизни «святого доктора». Шествия в этой постановке, кажется, не вышло так, как я бы его хотела увидеть: мало участников.

Но это не важно: сейчас идет некий процесс, в католической церкви — хотят отнести Гааза к лику блаженных. Но я не по этому делу свой «Марш» написала — всю жизнь я его и так почитаю, как святого. Это не вот спектакль «к дате». Просто совпало.

У меня в жизни довольно часто что-то подходит, закрывает в нужное время приходит нужный человек, а ненужная задержка… Для меня это счастье.

— Встреча с композитором Алексеем Сергуниным — именно из таких совпадений?

— Да. Вера Горностаева, умерла моя подруга, пианист, великий педагог, когда я рассказывала ей о том, что я не могу рок-опера про доктора Гааза, предложила мне попробовать поработать со своим учеником, Алексеем Сергуниным. Да, это случилось.

— То есть за «Конкурс» еще до Сергунина брал кто-то еще?

— Мой младший сын Петя написал несколько замечательных зонгов. Музыку и слова. Написал английский текст — ему просто по-английски писать легче. И у меня была идея, чтобы опера шла сразу на нескольких языках — на немецком, на польском языке, в латыни (от этой первоначальной идеи остался только «Реквием»).

Но Питер не потянул: для такой работы нужно все остальное отвлекает, а у Пети миллион планов и идей…

— Как вам работалось с Сергуниным? Как это вообще работать над оперой с композитором?

— Лучше бы у него спросить, как ему работалось со мной, вернее с моим текстом?

Когда мне в первый раз музыку показал и пропел, я поняла, как слово сливается с музыкой. Я даже подозреваю, что Алексей чувствовал себя лучше слова, чем музыку. Словом, поговорим об этом уже после релиза. Может еще и в задницу? Из начинающих авторов это часто случается, а мы с Алексей новичок…

См. также:В Красноярске начался Международный конкурс оперных певцов

На самом деле, эта история с Гаазом длится уже четыре года, даже в Большом театре нам немного блестел, но это было бы уже слишком много! «Геликон-опера» по многим причинам нам подходит больше.

Вот у Владимира Сорокина с Леонидом Десятниковым — «Дети Розенталя», который является блестящим была опера в Большом театре, но сняли ее с репертуара очень быстро. Нарушала, видимо, известно, благообразие.

А наш «Гааз», может быть еще менее благообразен будет? Ставит «Доктора Гааза» молодой режиссер Денис Азаров. Он дает очень хорошее впечатление, а больше ничего сказать не могу, пока я была на репетиции один раз.

— Это ваш первый опыт работы в музыкальном театре?

— Я работала в музыкальном театре с 1979 до 1982 года. Это было важно и интересно. Музыкального образования у меня только начало, в музыкальной школе я проучилась три года и с большим облегчением вышла. Но кое-что мне удалось понять, чему-то научиться позже. В любом случае, возникло какое-то представление о драматургии текста и о драматургии музыкальной.

Свою роль сыграл и тот факт, что мой младший сын был тогда погружен в американской джазовой музыки. Благодаря ему я познакомилась и с этим музыкальным языком. Она влюбилась в него.

Потом произошло еще одно событие, которое стало для многих поворотный момент, — «Иисус Христос суперзвезда». С «Доктором Гаазом» я и пыталась в самом начале пойти именно по этому пути.

Когда я писал либретто, была направлена, скорее, на язык музыки Эндрю Ллойда Уэббера, на рок-оперу. Но вышло по-другому. И мне очень нравится музыка, которую написал Алексей Сергунин.

— Ваши пьесы идут во многих театрах. Как драматургический опыт помог вам в работе с композитором?

— Ничего. Алексей работал с моими текстами, я ничего для него не меняла. Единственное мое запоздалое предложение уже не могло быть принято. А мне хотелось ввести две скрипичные партии для самого доктора Гааза. Известно, что он играл на скрипке. Ну, такая музыка, типа «Ах, мой милый Августин»…

— Вы заканчивали живописные курсы для аниматоров. Opera и анимация — искусство очень условное значение. Какие особенности анимационного мышления могут пригодиться в опере?

— Это не были даже курсы и семинары в доме кино. Их вели Владимир Голованов и Александр Тимофеевский, они были приглашены лучших мастеров, а общение с талантливыми людьми — всегда дар жизни.

Что нового вы узнали? Ничего, кроме одного: я понимаю, что это эпизод. И что это азбука любого драматургического текста. И в целом текста. Понимание этого необходимо каждому, кто имеет амбиции стать автором чего-либо.

См. также:день святого Валентина Талызина, вышла на сцену театра «Геликон-опера»

— Насколько музыка важна в вашей жизни?

— Чем дальше, тем больше. На днях ко мне приехали погостить внуки, которых я, к сожалению, довольно мало вижу. И девятилетний первые два дня мне все время показывает» свою любимую музыку, а я ему свою. Он мне симфонию Моцарта № 40, я ему — Трехголосые инвенции Баха.

У меня дома инструмента нет. На YouTube что-нибудь найдет, что научился, мы слушаем вместе, это, к сожалению, говорит мне: «Нет, в таком темпе я не могу»… А я не могу… И я уже не могу.

— Слушаете ли вы современной академической музыки?

— Я даже не знаю, что вы называете современной академической музыкой. Я очень медленно осваиваю музыкальное пространство. Много лет мне не хватало Баха, Бетховена, Рахманинова. Только в последние годы стали уши открытыми, встреча с «другой музыки». Наверное, Пярт-то дверь открыл.

А вот в последнее время и Мартынова стала слушать. Словом, хорошо быть человеком малообразованным и открытым.

— Главный герой вашего романа «Лестница Иакова» занимается музыковедческой теорией. Почему наградили своего героя этой тенденцией?

— Я думаю, что из зависти. Дед мой, представленный в книге, изучал теорию музыки, это была одна из двух основных профессий. А мне от него ни ушей, ни памяти не досталось. То одно, то другое. Всю жизнь музыкантам и завидую.

Дмитрий Бавильский, The Art Newspaper Russia, — специально для «Новой»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ