Любовь с первой ноты: как начать слушать классическую музыку?

Автор:Аида Воробьёвa

Любовь с первой ноты: как начать слушать классическую музыку?

Госоркестр им. Светланова

Темп жизни современного человека неразрывно связана с динамично меняющимися тенденциями во многих сферах. Духовная жизнь общества никто не отменял, и стремление к потреблению духовных ценностей полностью с духом эпохи. Горизонты, чтение, аналитическое мышление – эти и многие другие качества этого же заказа-это сейчас в цене. Сознание в классической музыке можно сказать и о его собеседник больше, чем его размышления на политические темы.

Но не каждый открывает этот трудный, эмоциональный мир, где в нотах зашифрованы различные чувства и мысли о природе человека, его душе. Как и с каких произведений начать слушать классическую музыку? Ответ пытается сформулировать журналист m24.ru Юлия Чечикова, а помогают ей в этом современные композиторы, оперные певцы, солисты, знакомые лица филармонической сцены.

Существует несколько основных «якорей», которые неподготовленному человеку обнаружить области классической музыки, поймать ее плодородный грунт. В сознании потенциального зрителя, в теории, должна побудить его отложить повседневные дела и отправиться на встречу с чем-то красивым, меняющим сознание, заставляя с замиранием сердца переживать легкий бег мурашек на теле. Это концерт фортепианной музыки, semi-stage opera, эстетская симфоническая программа или выступление кого-то из когорты мировых звезд-солистов.

Якорь № 1 – мебель

Первый вопрос, который задают и зрители, и критики – что будет представлять собой это мероприятие? Каждый концерт можно решить так, что впечатления от него останутся в памяти на долгие годы. Необычная атмосфера привлекает аудиторию, заинтересованную в получении новых впечатлений. Вспомнить хотя бы «Зимняя дорога», продирижированный Теодором Курентзисом в темноте Большого зала консерватории, или прошлогоднего «Прометея» Орфа, срежиссированного Игорем Яцко (проект, инициирован дирижером Владимиром Юровским в рамках фестиваля «Другое пространство»).

Мистериальный формат привлекателен сам по себе, публика чувствует себя причастной к чему-то энигматическому, сакральному, и потому важное. Отель театральность помогает ориентироваться неопытному зрителю в пространстве, даже незнакомой, даже очень сложной для восприятия музыки. Эти лабораторные эксперименты помогают уйти от «фрачного» концерта и сделать шаг в сторону музыкального театра.

Формат может быть совсем другого характера. Например, в столице Великобритании, Оркестр эпохи Просвещения, успешно вел эти вечерние встречи в непринужденной, клубной атмосфере (с ди-джейским сетом!), где можно было послушать, например, произведения Листа или малеровскую Totenfeier (этот проект также связан с именем Владимира Юровского). В Москве, к сожалению, классика жанра, пока не идет по этой дороге в народ, но преданно ждет, когда до нее дорастут.

Якорь № 2 – лицо

Один из самых сильных «якорей» – личность человека на сцене. Которая возникает между музыкантом и зрителем химия, конечно, имеет разную степень воздействия. Для одних опыт немного на концерте общий восторг заканчивается с последним сыгранным звуком, и шум аплодисментов. Делясь впечатлениями с друзьями прекращается в шкафу, и об этом не следует предпринимать никаких действий, а в теории, зритель должен воодушевиться на дальнейшие самостоятельные поиски и животные прослушивания.

Для других опыт присутствия на концерте – только упавшее в землю зерно, способное прорасти и дать совершенно неожиданные творческие плоды. Редкий фанат не мечтает, чтобы достичь интеллектуального уровня своего кумира, и это регулярное общение в рамках концертов порождает непрекращающийся порыв, горение, настоящая страсть к пониманию музыки, к расширению горизонтов своего слушательского опыта, к свободе от рамок. Такой ценитель уже не будет мучить себя выбором, как ему продуктивно провести свободное время – для него это очевидные вещи, связанные с духовным развитием. Конечно, этот пример напрямую связан с особенностями характера меломана – с неосознанным подражанием, которая становится для него фактором интенсивного развития. Воспитать или привить это невозможно.

M24 рекомендуется обратить внимание на следующие имена на плакатах:

Владимир Юровский, худрук Госоркестра имени е. Ф. Светланова. Амплуа – проповедник в музыке. Философ, эстет, интеллектуал.

Филипп Чижевский, московский дирижер, основатель ансамбля Questa Musica. Его сильная сторона – интерпретации партитуры современных композиторов.

Василий Петренко возглавил два европейских оркестра и главным приглашенным дирижером Михайловского театра, один из фаворитов в английской публики.

Теодор Курентзис, худрук Пермского театра оперы и балета. Амплуа – философ-мистик. Если верить одному из предыдущих интервью, его задача спасти классическую музыку.

Якорь № 3 – программа

Активная любовь с первого взгляда между слушателем и музыкой классической случается не часто, особенно в случае, если человек регулярно не сталкивается с ее специфической окружающей средой. Конечно, первое, на что невольно обращаешь внимание – программа. Каждый действующий пианист не покривит душой, если скажет, что, например, Второй и Третий концерты Рахманинова выполняются значительно чаще, чем Первый и Четвертый.

Огромное количество музыки в течение многих лет не попадает в табло, но и количество граждан, никогда не тех, кто это слышали от начала до конца Первый концерт для фортепиано с оркестром Чайковского, уменьшается незначительно, поэтому ввести мораторий на ее исполнение тоже радикальная мера. И тем не менее аудитория (иногда это завсегдатаи лучших театров) проявляет активность в отношении событий классической музыки. Быть в теме сейчас модно, и нельзя не согласиться с мнением героини одного из самых популярных британских сериалов, что «мозговитость теперь сексуальна». Он почувствовал сильное желание присоединиться к классике, начинающий какое-то время чувствует себя потерянным в музыкальных эпох и гигабайтах музыки. Ориентиры нужны. Я согласен, что совет-это особенно ценно, если оно исходит от человека авторитетного.

См. также:Новый сезон в Большом: классическая опера и неожиданный балет

Рекомендации, собранные m24.ru конечно, субъективно и предназначены для читателей с разным опытом, разным культурным уровнем, и даже характером. Кто-то будет последовательным, выбрал «щелкунчика», а кто-то может рискнет и уделит время написания оригинальной Чарлза Айвза.

Солист Большого театра и «Новой оперы» Василий Ладюк

П. И. Чайковского. «Евгений Онегин»

«Если мы говорим об опере, то здесь ничего придумывать не нужно. Для первого знакомства лучше всего подойдут шедевры, в соответствии с литературной классики: из русской музыки – это, конечно, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского. В иностранной музыке я бы отдал бескомпромиссное первое место вердиевской «Травиате». Если речь идет о балете, это не вне конкуренции «щелкунчик» и «Лебединое озеро». В симфонической музыке не может пройти мимо Симфонии № 40 Моцарта, Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Рахманинова, Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Чайковского».

Композитор Антон Сафронов

J. S. Bach. Концерт для клавира с оркестром d-moll

«Я не люблю придумывать топ-списка, потому что восприятие музыки – вещь личная. Очень трудно найти образ среднестатистического новичка, и очень сложно остановиться на каком-то из огромного моря музыки. Произведения, которые, как полагают иногда, для музыкального просвещения, часто навязываются существующими стандартами потребления, и одним ограничиться не может. Но я бы посоветовал Баха – ре-минорный клавирный концерт: здесь сакральный драма набирает мощную энергию движения, доходящую почти до идиомы рок-музыки.

Для тех, кто не знает, что это Моцарт (предположим, что есть и такие!), начать, наверное, лучше с «Маленькой ночной серенады» и Симфония № 40, а если этот этап уже начался, то можно попробовать и «Волшебная флейта»: в этом произведении идеально совпадают возвышенное и детское начала (для тех, кому помогает изображение, очень рекомендую легендарной бергмановскую экранизацию).

Шуберта лучше начинать слушать с фортепианных экспромтов и музыкальных моментов. Если речь идет о камерной музыке, то следует обратить внимание на квартет a-moll (самое меланхоличное и насквозь песенное эссе), а если о симфоническом наследии, можно попробовать включить в записи финал (!) Большой симфонии № 9.

От «Половецких плясок» из «Князя Игоря» Бородина, вы можете смело переходить к «Весне священной» Стравинского, а после нее можно вообще очень много!

Далее я хотел бы назвать «Картинки с выставки» Мусоргского. Это не только музыкальные иллюстрации, а еще и музыка, развивающая свою внутреннюю энергетическую основу. Не удается обойти «свет Луны» Дебюсси из Бергамасской сюиты – это для начала, а потом можно попробовать ноктюрны для оркестра, особенно первую пьесу – «Облака» (эта музыка завораживает постоянным странствием между очень простыми музыкальными идеями, которые постоянно изменяются и цветут).

О «Весне священной» Стравинского я уже говорил, но начать лучше с «Петрушки»: это первый в мире «минималистичный» сочинение с постоянно сменяющимися и перекрашивающимися эффектов полями, украшенными театральными образами. Далее назову «Скарамуш» Мийо, пожалуй, самый веселый трек из когда-либо написанных.

Ну и на закуску, сюита из «Болта» Шостаковича (лучше всего вводит в мир музыкального гротеска). Для более «продвинутых» рекомендую <url> сам «Нос».

Закончу свой список одним из лучших лирических треков в истории музыки – Адажио Самуэля Барбера».

Пианистка Екатерина Мечетина

С. Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2,

«Я бы посоветовала Второй концерт Рахманинова. Это моя любимая музыка. Конечно, каждый слышит в ней свое, а для меня в ней живет невероятная концентрация любви и радости, нежности и силы. Это сочинение находится в состоянии сопровождать самые счастливые моменты, так и помочь справиться с жизненными трудностями».

Скрипач Никита Борисоглебский

П. И. Чайковского. «Ромео и Джульетта»

«Я считаю, что первое впечатление самое важное это эмоциональная составляющая. Однако эмоции предшествует анализа, логики, и влияет на непосвященного слушателя быстрее и непосредственнее. Все музыкальное наследие Чайковского и «Ромео и Джульетта», в частности, очень романтично. А популярность музыкального сюжета позволяет строить параллельно и в плоскости литературной, что только усиливает эффект от прослушивания. И на руку идет и компактность этого трека, который прост в освоении для начинающих. А из-за ее знаменитой темы любви замечательно сказал Генрих Нейгауз, который был «за эту тему, не жаль и жизнь отдать».

См. также:Пианист мирового уровня Екатерина Мечетина исполнит концерт в День государственности Якутии

Композитор Илья Демуцкий

J. S. Bach. Месса h-moll

«Известный французский архитектор Ле Корбюзье сказал: «Архитектура и музыка – сестры. И та, и другая создают пропорции во времени и в пространстве… Обеим присущи материальное и духовное начала: в музыке мы находим архитектуру, в архитектуре – музыку». Идентификация музыки Иоганна Себастьяна Баха с величественной готической архитектуры – уже тесно, штамп. Но штамп этот, впрочем, совершенно точный. Я абсолютно убежден, что если бы собор в Шартре, Кельне, Страсбурге, однажды, внезапно появились, мы услышали хоровое стихи с si меньше, мессы Баха. Не буду вдаваться в рассуждения о новаторстве, о философии, о золотом сечении и других тонкостях этого шедевра. Слушателя не применяются заниматься анализом. По крайней мере, при первом прослушивании. Скажу только, что даже неопытный слушатель найдет здесь сбалансированную духовную пищу из двух основных образных миров баховской музыки (и музыки вообще!): от мира скорби и страданий в мир света и радости, праздника и радости. Все это приправлено нежными специями и поданная с терпким вином. Кстати, кулинария – это тоже музыка. Не знаю, был ли Бах гурман, но то, что он любил хорошо поесть, – факт известный. Поэтому, если меня спросят, какое блюдо этого таинственного региона под названием «классическая музыка» стоит попробовать, чтобы наверняка почувствовать его (региона) специфику, я бы посоветовал c-mol мессу Иоганна Себастьяна Баха».

Солистка Ковент-Гарден София Фомин

П. И. Чайковского. «Щелкунчик»

«Как и в изучении иностранного языка, новичку стоит начать с доступных вещей – «щелкунчика» Чайковского или «Пети и волка» Прокофьева, «Богемы» Пуччини или «Травиаты» Верди, «Кармен-сюиты» Щедрина. Это произведения емкие и легко для понимания. На мой взгляд, идеальное начало связано с тематизмом. Например, когда слушаешь «В пещере горного короля» Грига, воображение, помогает тебе. Фантазия, следуя за мыслью композитора, дорисовывает картину в целом».

Композитор Ольга Бочихина

Густав Малер. Симфония № 8 (первый из списка)

«Я немного боюсь таких расчетов, поскольку они способствуют узкий, а не в ширину вкусов, и я согласен с мыслью Иосифа Бродского, что выбор-это всегда ограничение, защита от полноты предлагаемого природой. Образование, как и любые топ-листы, к сожалению, это поддерживает. Вы должны выбрать один, в то время как цель-это много. Поэтому мой выбор очень условиях и встречается только один вид композиций и музыкального мышления, для меня, безусловно, важный, но не единственный.

Я бы осторожно назвала следующие произведения: восьмая симфония Густава Малера, «Поэма экстаза» Скрябина, «Мазурка ля минор Шопена, «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси, «Весна священная» Стравинского, Концерт для фортепиано и оркестра Бартока, «Атмосферы» Лигети, «Страсти по Матфею» Баха, Турангалила-симфония Мессиана, вокальные циклы Мусоргского, «Метастазис» Яниса Ксенакиса. И это еще не все… Почему? Я думаю, что этот список может создать определенные философские ориентиры, как и чувствительность на разных музыкальных языках (но это лучше, приобретает через малые формы). Многие из этих произведений объединяет дикий драйв, суггестивная сила. Это стихийная, вулканическая музыка, взрывается породы, много писаний, как «экскаваторы» в мире музыки, прокладывающие путь. Все это в форме створки дверей, за которыми чувствуется масштаб, вес, мощность, и даже власть, они очень конкретные, серьезные (в смысле Льюиса, в соответствии с которой реальность-это тяжелая физически, где лист растения, как каменный нож). В них соображения, касающиеся человеческого существования, жизни и смерти, и композиторы, как проводят ремодуляцию мира в симфоническом масштабе. Это краткая история мира за 15-20 минут. И такую музыку нужно слушать много раз, чтобы понять, как менялся мир, и для того, чтобы самому меняться вместе с этой музыкой».

Солистка Большого театра Екатерина Щербаченко

Антонио Вивальди. «Времена года»

«Я бы назвала «времена года» Вивальди, оперу «Дидона и Эней» Генри Перселла, отдельные произведения Баха, «Мелодия» из оперы «Орфей» Глюка. Это музыка, которая завораживает своей красотой, даже неподготовленную душу! Может ли это быть что-то очень актуальное, принадлежащие к современной академической сфере – например, опера «Астероид 62″ Дмитрия Курляндского, причем лучше его смотреть в полной постановке, чтобы быть заинтригован, и интересно то, что разные и непредсказуемые-это классическая музыка».

Композитор Дмитрий Курляндский

Клаудио Монтеверди. «Lamento della Ninfa» из коллекции Madrigali Guerrieri et Amorosi

«Если бы такое дело было, все бы давно были «классики», и композиторов, придется придумывать какие-то менее людное место. Мое предложение – слушать себя, в тишине, в пустой комнате, по крайней мере, тридцать минут. Или первое, что приходит мне в голову – «Lamento della Ninfa» Монтеверди в исполнении Эммы Киркби».

См. также:Рихтер. Белый или красный клоун?

Композитор Сергей Невский

Чарльз Айвз. «Вопрос, оставшийся без ответа»

«Музыка – искусство абстрактное, делает нас беспокоиться структуру как выражение эмоций. Любая хорошая музыка, одновременно, заставляет нас сопереживать ей и дистанцироваться от этого сочувствия, одновременно, мы слышим сразу, что происходит, и место того, что происходит в общем движении, мы слышим форму. С трудом является сочинение, в котором этот тип опыта искусства может быть оказана более четко, чем в «Вопросе, оставшемся без ответа» – вещи, где есть три слоя с тремя независимыми друг от друга областей, которые вместе образуют невероятно красивое и гармоничное целое. Мы переживаем красоту и сложность одновременно, и да, музыка помогает нам принять красоту и сложность мира и бытия. «Вопрос» Айвза мне кажется одной из лучших песен в истории музыки, в некотором смысле, стал моделью для всего моего творчества».

Виолончелист Рустам Комачков

Густав Малер. Адажиетто из Симфонии № 5. Вторая часть Концерта для фортепиано с оркестром Рахманинова

«Эти два произведения, написанные на рубеже XX века, показал новую огранку чувства композиторов. Их объяснение в любви, заложенную в этой музыке, любви, наполнены смыслом будущей жизни – вот, что будет прочувствовано всеми, кто попадет в волшебные звуки этих произведений, и не порадует как начинающих, так и уже опытных слушателя».

Композитор Александра Филоненко

J. S. Bach. «Страсти по иоанну»

«Мне очень сложно выделить среди многих замечательных музыкальных творений только одно, единственное. Но важным спутником, гидом, на мой взгляд, являются «Страсти по иоанну» Баха. Это рассказ действительно открыла уже в зрелом возрасте, несмотря на тот факт, что я учила его в школе. Уникальность «Страстей» в том, что во всех аспектах актуальные и современные: с точки зрения драмы, филигранности форм, звуков (работа с голосом), полноты музыкальной и режиссерско-драматического мысли.

Самое парадоксальное – несмотря на то, что это духовное сочинение, предназначенное для исполнения в церкви на страстной неделе, это абсолютно земная, очень эмоциональная, горящая думают музыка, и она имеет право звучать не только в храмах. Пятнадцать лет назад я видела отличное решение, где «Страсти» были введены как театральное действо, с музыкой, танцами (как Саши Вальц), и это было просто прекрасно. Подводя итог, могу сказать – по крайней мере, раз в жизни нужно испытать это дело».

Композитор Алексей Сюмак

Лучано Берио. Sinfonia для восьми голосов и оркестра

«В истории музыки, как и в истории искусства в целом, существует ряд работ, которые в силу различных причин, стали поворотным пунктом в развитии культуры. Часто это идея, которая смело и революционно отсекает преемственную связь с прошлым, но не всегда получается его генетическим продолжением, глядя в будущее, угадывая и даже предсказывать. Силой и яркостью своего дара человек может создать настолько мощное по своей художественной ценности произведения, и это неизбежно становится культурно-исторической вехой, создает ситуацию, в которой вы не можете не создавать новый. Гениям, виртуозно владеющих техникой предыдущих мастеров, можно создать невероятные по силе и масштабу произведения искусства, в которых сплетается в единое целое прошлое, настоящее и будущее.

Sinfonia (для восьми голосов и оркестра, 1968-1969) Лучано Берио – одно из таких произведений, когда слушатель испытывает на себе эффект «короткого замыкания» (особенно в отношении Скерцо). Цитаты в несколько слоев наплывают друг на друга, нанизываясь на Скерцо из Второй симфонии Густава Малера. Весь материал соткан из многих цитат – от Баха, Берлиоза, Брамса, Дебюсси, Шенберга, Р. Штрауса, Берга, Хиндемита до Штокхаузена, Пуссера и самоцитат. Фрагментарность, документализм и, вместе с тем, иллюзорность, mosaicism музыкальной ткани управляется непредсказуемость потока мысли в джойсовском потоке. В настоящее время, спустя почти пятьдесят лет после ее написания, она очень точно передает сам тип современного мышления («Постмодернисткая чувствительность»), проявляется в видении мира хаоса, лишенным причинно-следственных связей, и даже ценностных ориентиров».

Юлия Чечикова, «M24»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ