Концертное платье

Автор:Аида Воробьёвa

Концертное платье

Елена Кушнерова

Истории из жизни кажутся всегда самыми невероятными, хотя многие со мной, наверное, не согласятся.

История, которую я хочу рассказать, не относится к разряду невероятных. Скорее, досадных. А впрочем, не буду настраивать читателя на негативный лад, когда даже и история сама ещё не написана. Так что, начинаю.

Концерты бывают большими или маленькими по размерам зала и/или по продолжительности программы. Бывают особо важные, а бывают рядовые.

Это был самый что ни на есть рядовой концерт. Конечно, любой рядовой концерт в идеале должен являть собой чудо, по крайней мере, для публики. Но я имею в виду, что это не был концерт от которого зависела бы моя последующая жизнь или карьера, каковым, например, являлись бы концерты на фестивале Марты Аргерич или большого сольного концерта в Карнеги холл. А просто один из моих обычных концертов в Германии, в городе Ландау (земля Пфальц), в небольшом зале местного Ратхауза.

Между прочим замечу, что волнение перед концертом абсолютно не зависит ни от величины зала, ни от количества народу на нём, ни от погоды, ни даже от твоего состояния здоровья. Оно просто есть или его нет. Регулировать это почти невозможно.

Хотя, в последнее время мне всё чаще стало удаваться преодолевать как бы неизбежное волнение перед концертом самым простым аутотренингом: ну вот скажем, я сыграю из рук вот плохо. Ну просто совсем плохо. Всё напутаю, забуду, намажу, ну не знаю, что ещё натворю. Допустим.

Ну и что будет? Что, меня убьют, или начнётся война, или у меня сломается карьера (которой, кстати, никогда и не было) или мне не будут давать играть концерты? Скажу вам по секрету, что ничего, ну ровно ничего не произойдет! Конечно, будет пару дней неприятно… Ну и что? А что, всегда приятно? Нет!

Самое смешное, что наличие или отсутствие концертов никак, ну просто абсолютно никак не связано с качеством игры, то есть связано, конечно, но не только с ним. А в основном с везением. Надо просто оказаться в правильном месте в правильное время.

Нередко случались у меня очень удачные концерты с последующими соответствующими отзывами в прессе и обещаниями пригласить меня и туда и сюда, и я, не поверите, искренне верила, что так оно и будет! И ждала приглашения! Правда, смешно?

В самом лучшем случае случалось приглашение лет эдак…. через 10, а на самом деле, каждое такое “приглашение” надо было “пасти”, преследовать по пятам: писать, слать факсы и письма, звонить и даже, как мне объяснили, как бы невзначай заезжать, так сказать, наносить визиты возможным устроителям!

У нормальных людей для этой цели есть менеджеры. Правда, и они уже давно этого всего не делают. Всё дело в Случае и Удаче. Правда, ради справедливости должна отметить, что бывали и обратные результаты: когда на мой взгляд неудачные концерты приносили неожиданные плоды..

Ну это всё не относится к теме.

Собственно рассказ этот об одном из концертов. И даже не о самом концерте, а о концертном платье. Концертное платье – это такая отдельная статья для обсуждения: оно должно быть подходящим к времени года, к залу и даже к программе. Обычно я стараюсь подготовить платье накануне, чтобы в день концерта не ломать себе голову, в чём играть. Как говорили военные дирижёры: “Сапоги надо чистить на ночь, чтобы надевать их утром на свежую голову”.

Сборы на концерты – это тоже эдакое специфическое состояние, требующее концентрации. Это взяла, то взяла, туфли, платье, колготки, запасные колготки, если порвутся, контактные линзы, очки, на случай, если глаза устанут, диски на продажу, носовой платочек, перчатки, чтобы руки не замёрзли, маленькое полотенце, если вспотею, ну и, конечно, ноты….

Кроме этого надо правильно организовать день концерта: выспаться, душ, поесть, позаниматься, отдохнуть, накраситься, перекусить и поехать. На этот раз приехала ко мне специально моя дочка Марина, чтобы помочь. Ещё я решила взять с собой маму, которой, конечно, мои концерты важнее всего на свете, ну и ещё я пригласила с собой подружку Надю, которая могла помочь с продажей моих дисков. Надя – красивая молодая женщина, привлекающая к себе внимание, и я думала, что заодно некоторое количество этого внимания должно было перепасть и моим дискам…

Накануне концерта, как обычно, были заготовлены два платья, чёрное и нечёрное, на случай, если цвет платья не совпадёт с цветом стен или кресел в зале. Понятно объясняю? На случай, если цвет моего платья не гармонирует с цветом зала, всегда беру с собой ещё и чёрное, которое гармонирует как минимум с роялем.

Кроме того, были заготовлены три пары туфель: чёрные к чёрному платью и разноцветные к нечёрному, были собраны диски, табличка с ценой на диски, специальный фломастер для автографов на дисках и рекламные флайеры.

После сложных переговоров с мамой и Надей, где мне их подхватить на машине, я поняла, что за мамой надо просто заехать, иначе не встретимся.

И вот, уже почти готовая к выезду, в джинсах и рубашке, посмотрела на себя в зеркало и… осталась собой недовольна. После концерта был уже заказан ресторан. Подумав, решила надеть красивый костюм: юбка и жакет, чёрный с белым.

Вы думаете, слишком много незначительных деталей (туалета)? Скоро Вы поймёте, почему они необходимы. Это такие, знаете, ружья, которые в первом акте развешиваются по стенам, чтобы в третьем наконец выстрелить. Или, ещё лучше того, это, как хор в девятой симфонии Бетховена, который стоит и молчит 40 минут на протяжении трёх частей. И вдруг, в четвёртой, неожиданно начинает петь “Оду к радости”.

Погрузив всю эту поклажу в машину, я села за руль, поставила навигатор и …. в путь! Заскочила за мамой, Надя была уже там, с цветами, все в сборе. По коням!

Дорога оказалась довольно простой, путь на Ландау можно было и без навигатора найти, собственно, навигатор нужен был только при подъезде к городу и в городе. И вот именно в этот самый момент, при подъезде к Ландау, моя навигация дала сбой. Она исправно демонстрировала на экране, где я еду, но советовать, куда ехать, она перестала!

Я, и без того перед концертом возбуждённая, просто сошла с ума! По счастью, Надя взяла навигацию в свои руки, вернее, взяла айфон, где была навигация и, хотя и с грехом пополам, но довезла нас до искомого Ратхауза.

Поскольку он находился в пешеходной зоне, запарковалась я на ближайшей улочке и начала выгружать вещи и пассажиров. Сначала Марина вытащила маму, Надя к счастью выгрузилась сама, пришло время разгружать багажник: сумка с нотами, сумка с туфлями, сумка с дисками, моя обыкновенная сумка, ну и мелочи всякие….

И вот в этот прекрасный момент я, проанализировав свой багаж, распределённый между мной, Мариной и Надей, покрываюсь холодным потом… Платье! Платья!!! Где платья, заготовленные мной накануне???

В общем, понятно, да? Платья остались там, где я их “подготовила”, то есть они продолжали молча висеть в коридоре на вешалке…

Сколько концертов сыграно! Их уже и не сосчитать за последние 30 лет! Бывало, что я что-то забывала: скажем, платочек или что-то из косметики… Но платье! Платье! Это же первое!!!

Короче, как я дожила до начала концерта, не знаю, но теперь пришло время того самого “ружья”, о котором я упомянула в начале рассказа. Какая удача, что я в последнюю минуту переоделась и выглядела, ну пусть и не по-концертному, но хотя бы прилично.

Делать было нечего, на сцену выходить надо. Надела мои концертные туфли, подходящие к моему костюму (из трёх пар, которые я взяла с собой, чёрные, естественно, отлично подходили), набрала полную грудь воздуха и … вышла на сцену. Только не сразу к роялю. Я решила, что это событие надо как-то обыграть.

Вот примерно та пламенная речь, с которой я обратилась к моей публике. С той оговоркой, понятно, что говорила я по-немецки:

“Добрый вечер, дорогие дамы и господа! В нашей жизни часто что-то случается в первый раз”.

(Художественная пауза. В зале мёртвая тишина. Публика из последних рядов вытягивает шеи).

“Не знаю, о чём вы подумали, но сегодня я в первый раз в жизни забыла концертное платье”.

(Сначала тишина, и почти сразу страшный смех).

“Но поскольку без платья вовсе я не могу выступать, единственное, что мне оставалось делать, просто выступать в том, в чём я приехала”.

(Бурные, продолжительные аплодисменты).

Волноваться у меня уже сил не осталось, дорога и платье (вернее, его отсутствие) отняли у меня все силы, так что концерт прошёл легко и свободно. Диски после концерта просто разлетелись, Надя не успевала их “раздевать”, чтобы я их подписывала, а в ресторане только и разговору было о том, как я умело развлекаю публику.

Посмеяться любит любая публика, даже та или как раз та, которая пришла послушать классическую музыку. Даже получен был сразу следующий ангажемент на следующий год. Правда, думаю, что буду звонить, писать письма, емайлы и факсы, чтобы не получилось, как всегда…

А мой почитатель, который и организовал мне этот концерт, в ресторане, смеясь, всё повторял:

“В жизни каждого человека всегда бывает первый раз”.

Елена Кушнерова – пианистка. Родилась в Москве, окончила ЦМШ (Центральная музыкальная школа) при Московской консерватории им. П. И. Чайковского по классу Т. Е. Кестнер, МГК и аспирантуру МГК по классу проф. С. Л. Доренского.

Международная карьера началась после отъезда в Германию в 1992 году. Выступает с концертами во многих странах Европы, Азии и в США как солистка, с оркестрами и камерными концертами в разных составах. С 2002 года является артистом Стейнвея (Steinway Artist), с 2006 – постоянным приглашенным профессором Elisabeth Music University в Хиросиме (Япония).

Имеет большое количество записей, как на радио, так и на компакт-дисках (см. дискографию), многие из которых удостоены престижных призов и отмечены высокими оценками критиков.

Репертуар Елены Кушнеровой содержит, помимо стандартной литературы от Баха (к примеру, 2 тома ХТК (WTK)) до наших дней, так и сочинения специально для нее написанные и ей посвященные.

В настоящее время проживает в Баден-Бадене (Германия) и Нью-Йорке – Нью Йорке (США).

Адрес в Интернете: http://elenakuschnerova.com

Елена Кушнерова, etazhi-lit.ru

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ