Комета Меланхолия

Автор:Аида Воробьёвa

Комета Меланхолия

Дмитрий Черняков знает, как из двух сказок со счастливым концом сделать один с бедным

В парижской Opera Garnier весь март идет премьерная серия новой работы Дмитрия Чернякова, взявшегося теперь уже с балета «всех нас».

Впервые после мариинской премьеры 1892 году опера «Иоланта» и балет «щелкунчик» снова собираются вместе в один вечер. Это, конечно, какая-то попытка сделать что-то подобное было принято Большим театром в начале этого сезона, но эту скромную поражение странное сравнение, с которым проектом в космическом масштабе, взбудоражившим и мировой прессы, и парижских зрителей, и российских интернет-пользователей (запись спектакля уже просочилась в сеть).

«Иоланта/Casse-Нуазет» — это большой трехактный спектакль, калейдоскоп пейзажей, в которых Черняков (как всегда, не только режиссером, но и автором сценографии) это признает, это вовсе не. То, что написано им новое либретто, где история слепой девушки Иоланты сохранены, а вот щелкунчик присутствует в жизни Мари совершенно формально, только в форме смешные куклы и без мыши.

Это три известных и стилистически очень контрастных хореографа (Артур Пита, Эдуар Лок, Сиди Ларби Шеркауи) под командованием одного режиссера и сотрудничество оперной и балетной групп, что предполагает наличие оперных и балетных зрителей. И еще это, конечно, бездонность плана. Музыка Чайковского, выскочив из традиционных костюмов и фабул, качели все дальше и дальше, от бесконечной анфилады в голове. Самый незаметный участник проекта — аккуратный дирижер Ален Альтиноглу.

Так что прийти только на оперу или балет не получится. Хотя начинается все очень знакомые. Фирменный черняковский opera — неизменно-красивая люстра, филенчатыми дверями и очень мелких психологическое противостояние замкнутых в одном пространстве многие люди (хор поет за кадром), каждый из которых хочет прилечь на кушетке доктора Фрейда. Кружевные скатерти, элегантный чайный сервиз, в одном углу — елка с игрушками, в двух других — вазы с белыми и красными розами.

Густой мизансценический текст, ни на минуту не может расслабиться, и просто послушать красивую музыку. Хлопать в ладоши после хорошо спетой арии, как не с руки, зрительское внимание каждый раз мастерски уводится режиссером в сторону. На Роберта (Андрей Жилиховский), расхваливающего свою Матильду, в самых рукоплескательный момент для снижения пафоса падает оконная штора; вместо того, чтобы посочувствовать мавританскому чудо-лекарю (Вито Прианте), воспевающему сознательное отношение к лечению, наблюдаешь амплитуды чувств на лице барственного и манерного Рене (Александр Цымбалюк), близкого родственника Гремина из черняковского «Онегина» в Большом.

См. также:В Новой Опере состоится сольный концерт Маргариты Некрасовой

Ложного чувства перемешаны с откровенными. Все неоднозначно. Сострадание выколупывается и вырывается болезненно и трудно. Девушки Иоланты в одежде санитарок времен царской России (костюмы Елены Зайцевой не отмечают определенную эпоху, но много меховой одежды, кажется, северные широты) — скорее, просто нанятые работники, но медсестра Марта (Елена Заремба) не получается, а он плачет на самом деле.

Первое прерывание происходит еще до финиша одноактной «Иоланты» — после того, как Водемон (Арнольд Рутковский), безуспешно пытается втолковать слепой девушке, что она лишена, и, в конце концов, переходя от отвращения до сострадания, плача и обнимая ее, соглашается, что «да, не нужен свет, чтобы увидеть красоту Вселенной». Это эмоциональная кульминация оперной части, и в общем это ее главная цель.

После перерыва история, как такси, просто до счастливого финала, прозревшая героиня перестает врезаться в мебель, но рукой деловито останавливает разгорающиеся было аплодисменты зрителей. От ее характера — танцующая в темноте Бьорк, почти блаженной, легко закатывающейся в смех и истерику, не остается и следа. Оказывается, что все, что мы видели до этого, был только домашний спектакль, показанный в честь дня рождения Мари. Начинается «Щелкунчик».

Два произведения невероятно элегантно. Отступать в глубь уютное и тесное место-клетка Иоланты, превращая хорошо известный нам черняковский театр в картину в раме. Герои домашнего спектакля бегают туда и обратно на поклоны перед подтягивающимися из-за кулис гостями. В общей сложности в праздничной суете происходит подмена оперных солистов на их сумки реплики, так же, загримированных и одетых.

Становится понятно, почему нужны были рыжие волосы Водемону — на них считается падение Мэри среди гостей, радостный мальчик, весь — комок нервов. Его друг — такой же мажористый и бесцеремонный прожигатель жизни, как Роберт в «Иоланте». Медсестра Иоланты Марта становится матерью Мари. Отец так и остается отцом. И главный связующий характер — врач Эбн-Хакиа/Дроссельмейер, типа манипулятор в восточной феске, да, да, благодаря которой женщина может чувствовать себя ход событий, встреч и чувств.

См. также:Резюме красивого боя

Только две главные героини внешне не копируют друг друга; вместо этого приспособлена для порывистая и нежная певица Соня Йончева передает гибкой танцовщице Марион Барбо в качестве эстафетной палочки красная роза — это то, что чуть раньше слепая Иоланта не могла найти для любимого ее Водемона.

Между тем на сцене разворачивается уже совсем другая жизнь, а точнее — целый ряд жизней и миров, очень разных и совершенно непредсказуемых, поднятых фрейдом—Черняковым совсем уж из глубин подсознания. Здесь и опасная буря, и апокалиптические танцы людей в ватниках и умов зачарованный лес с вживленными в него видеосовой, видеоволком и видеобегемотом, и пластиковый мир игрушки советских космонавтов и неваляшек, выросли до ужасающих размеров, и множащиеся девушки Мари и рыжий мальчики, и они постепенно взрослеющие, обрастающие детьми и неодновременно уходящие из жизни, и, наконец, пылающая комета, триеровски предстоящем для зрителей, чтобы уничтожить к черту все проблемы и возвращение Мари в оригинальный филенчатый комфорт уже другой, измученный и одинокий человек.

Три хореографа, разной степени достоверности придумали движения по указанному им сведений либретто (оно напечатано в буклете с инструкцией, кто какой фрагмент ставил). Но в плотности высказывания оперная часть существенно превышает балета. А театр художника порой совершенно затмевает хореографии, что никак не может радовать поклонников балетного искусства — основные «бу» на премьере заслуженно получил Эдуар Лок после невыразительного Дивертисмента с советскими игрушками.

Комета, однако, не запущена. Чайковский мастеров театр XXI века, а Меланомы — новые территории.

Екатерина Бирюкова, colta.ru

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ