«Катерина Измайлова» – луч света в темном царстве

Автор:Аида Воробьёвa

«Катерина Измайлова» – луч света в темном царстве

Римас Туминас на репетиции «Катерины Измайловой» в Большом театре. Фото – Юрий Мартьянов

Премьера оперы Шостаковича в Большом-одно из самых сильных моих потрясений в театре.
Я шла осторожно. Шостаковича я глубоко уважаю, но не могу назвать любимым композитором.

Режиссер Туминас, конечно, один из самых интересных режиссеров в Москве, но и ставит серьезные оперу в первый раз. Сможет ли он этой машиной, это большое существо, которое советские власти, не обремененные культурой, называли «сумбуром вместо музыки» в разгромной статье «Правды», и давно снят с репертуара?

Словом, я ждала каких-то впечатляющих находок, нестандартных решений – как может Туминас: трех Катерин, например, или танцы духов… чего я ждала, даже приятная, скуки, только не того, что произошло.

– Два? три? часа – сразу потеряла счет времени, от первой сцены, с первой ноты я подобрал тот, который ударил меня, как ураган страстей, просто рухнул вместе с героями в пучину любви и отчаяния, и, прекрасно зная сюжет, смотрела работы, не дышит, даже надеясь – а вдруг, а вдруг?, но сумасшедший поток нес героев, и меня вместе с ними, уничтожая, калеча, к разверстой молдавский финал, мы можем с ними он чувствовал ее неотвратимость, а не могли, не хотели остановиться.

Никаких театральных понятий не было. То есть они были, но скрыты глубоко внутри. Ни одной подпорочки не дал великолепный Туминас своим актерам. Он вытолкнул их на место казни, и заставил выворотить на левую сторону вглубь себя, вытащить из души эту раздирающую стекает кровь музыки.

Всей декорации – высокие грязно-белые стены с бойницами окон – двор ли, острог – все одно. Екатерине здесь везде тюрьма.

Все выразительные средства – это музыка. И сами актеры.

Идеальный шаг сделал, хор пластической украшения. Эта серая роевидная масса людей, почти ничем не отличаются в способе работников дома от будущих кандальников, все вокруг героев, то рассыпается испуганно, это снова будет строго контролируется руководителем – коммерсантом, жандармом – рой. Скажут – они будут жалить вас, скажут – замрут…

См. также:»Польша филармония» закрывает сезон

Отличная сатирическая сцена с арией полицейских, жалующихся на то, как трудно брать взятки, вызывает в зале такой смех, на который Шостакович, который он дал в те времена относительно вегетарианские, в том смысле советской милиции, даже не рассчитывал.

Но, что самое главное, блестящие солисты, которые в спектакле настоящими драматическими актерами. Здесь все хорошо и безупречно точным. Толстенький долговязый мужчина в очках – муж Екатерины (Максим Пастер). Фанатично строгий свекр, который сам много грешил и теперь хочет, но готов продать всех за то, к чему сам уже не в состоянии ( Андрей Гонюков). Конечно, баба привлекательный, беспощадный змей-искуситель Сергей (Олег Долгов).

Но главным, конечно, является…

Шостакович сделал все, чтобы оправдать свою Екатерина. Изменил роман Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», удалив оттуда сцену детоубийства, просто вычеркнув племянника с работы. Его Катерина не убивает ради наживы, не рождает и не оставляет ребенка.

Она здесь все – любовь, страсть, страдания. А если бы вы видели, как он взлетает в небесную высь, корчась на земле от этой раздирающей его любви Екатерина Мария Лобановой (я смотрела польский состав, и говорят, что они лучше, ну, ладно, – ничуть не хуже приглашенных на первое выступление зарубежных звезд).

Глядя на нее, забываешь, что это опера, что такое вообще театр, ты мечешься вместе с ней, отображаемого светлым лучом среди темных беспробудного царства. А какой это сильнейший удар на чувства, когда он дал все, вплоть до последних шерстяных чулок Сергей Екатерина вдруг видит, что дал их соперник.

Она отвернулась от нас, заморожены, кажется, что сейчас взорвется криком. И вместо нее крикнул оркестр – завыли скрипки, застонали трубы, вокруг одинокой фигуры Екатерины закружился тяжелый смертельный водоворот музыки… А она просто стояла, опустив под его натиском плеч…

Гениальный opera. Гениальный оркестр (дирижер Туган Сохиев). Отличная.

См. также:Просветленная виолончель

Я в последнее время перевидала много вещей в Венской опере. В том числе, с участием мировых звезд.

Но, честно говоря, – ничего подобного по силе произведенного эффекта видеть не приходилось. Одним из последствий этого производства – не испытал чувства гордости за свою страну. И я уверена – это постановка, завоюет весь мир.

Когда занавес упал, я узнаю, истошно орущей «Браво». А если кратко, то это именно то, что я хотела бы всему замечательному коллективу сказать.

Наталья Барабаш, «Комсомольская правда»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ