Из легенд от Юрия Башмета и о нем самом

Автор:Аида Воробьёвa

Из легенд от Юрия Башмета и о нем самом

Юрий Башмет. Фото Е. Левин

Однажды, совсем недавно, мне попала в руки книга Геннадия Цыпина «Концертная сцена России», содержащий четырнадцать интервью с выдающимися музыкантами нашего времени, где воспроизводится следующий рассказ Юрия Башмета:

«… Мне иногда кажется, что исполняя песню, я не какой-то непостижимым, таинственным образом соприкасаюсь с душой Автора…

Был у меня когда-то концерт, которого, наверное, не забуду никогда. Это было во Франции; с пианистом Михаилом Мунтяном должны были исполнить альтовую сонату Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, которая, надо сказать, что незадолго до этого умер. Вчера плохо себя чувствовал; у меня жар, и вообще начал думать – а не отменить ли концерт. Но потом, однако, взял себя в руки и в назначенный день и час вышел на сцену.

Я начинаю играть, и вдруг у меня ощущение – странное, удивительное чувство, которого я не забуду никогда, как будто кто-то взял меня за руку и повел за собой. Мне самому, чувствовал я, ничего не нужно делать, кроме как слушаться своего невидимого, таинственного «поводыря», вам нужно только идти по предначертанному им пути и ни во что не вмешиваться… Все, что я делал тогда на сцене, было где-то высоко НАД всем. НАД – понимаешь?

Над моими планами, моими интерпретаторскими целями. Словно играл не я, а кто-то вел моей рукой. Это было почти нереально, буквально обжигающее приближение к ИДЕАЛУ…

У меня, насколько я помню, даже мурашки забегали по телу… Это было какое-то совершенно особое, сомнамбулическое состояние. Описать его не могу. Единственное, что могу добавить – большее блаженство для артиста трудно себе представить.

Мы готовы, мы с Мунтяном играть – в зале полная тишина. Ни хлопка, ни слова, ни одного движения публично. Мы пошли к выходу со сцены, и стало самым удивительным для меня. Где-то над дверью, ведущей в артистическую, я вдруг совершенно отчетливо увидел лицо Шостаковича. Среди его фотографий одна, всем хорошо известная: Дмитрий Дмитриевич смотрит на нее внимание, глубоко размышляя над чем-то своим… это лицо я видел четко перед собой. Лицо совершенно живого человека. Я подумала, что не заболею ли я …

Потом в художественном начали собираться люди, и я понял, что так, как в этот вечер, я действительно никогда раньше не играл. Я долго не прикасался с тех пор к альтовой сонате Шостаковича… и теперь редко играю эту сонату… «

Такую историю рассказал Юрий Башмет. Меня поймала очень, потому что здесь ВЛИЯНИЕ ОЧЕНЬ МНОГО. То, что музыканты и сам Юрий Башмет называют «контакт с богом».

***

Долго у меня не было возможности нам встретиться с Башметом. Его жизни расписан на часы и минуты. Наконец, 22 августа 1996 года меня срочно, в «плохом» хорошо, пригласили в ресторан «Teatro» в гостинице «Метрополь», где состоялась пресс-конференция в связи с закрытием Второго Международного фестиваля Российской музыкальной школы «Москва», а его «учителя» – альтиста Юрия Башмета – возникло небольшое окно по времени.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Фото Е. Левин

Ресторан! Музыка! Шум многолюдного застолья! Пение цыган!.. Более экстравагантные ситуации трудно себе представить, чтобы интервью с «серьезным» музыкантом. Но ведь это Башмет! Музыкальный мальчик из музыкального магазина во Львове, где в молодости он был более известен как джазист, руководитель сорта коллектива, исполнитель на всех инструментах (фортепиано, гитара, ударные), аранжировщик в стиле «the beatles», выступающий в танцах и молодежи, вечера, и, кроме того, конечно, скрипач-вундеркинд, любимец матери и счастью, вовремя изменил «, требующие» скрипка на уважении alt и, к счастью, с первого подхода, и в консерватории…

– Юрий, да, расскажи о своих первых встречах с Мстиславом Ростроповичем. Вы, кажется, начали учиться и жить в Москве в начале 70-х?

– Да, я нашел в Москве, в 71 году, а окончил консерваторию в 76. Но начинать рассказ нужно, видимо, не из Москвы.

Я родился в 53 году во Львове. Когда мне было 10 лет, я впервые услышал Менухина. А надо вам сказать, что Львов – очень культурный старый город Западной Украины, а для этого очень удобно расположен. Поэтому такие выдающиеся музыканты, как Ойстрах, Рихтер, Коган, Ростропович, Менухин, проезжая по дороге из Ссср в Европу и из Европы – на Советский Союз, давали концерты в нашем городе.

Например, Рихтер выезжал с одной программой, а, возвращаясь с маршрута, через месяц играл уже вторая программа в нашем городе. Я слушал всех этих корифеев, но я должен признать, тогда я еще мало что понимал. Кстати, в те годы во Львове, часто приезжали и молодые. С Гидоном Кремером, я помню, мы познакомилнсь впервые во Львове – не в Москве. И с Танечкой Гринденко, когда они с Гидоном раз приезжали… И с Наташей Гутман…

А Ростропович… если может существовать материализованная легенда, это именно он. О нем уже тогда ходили столько истории, столько анекдотов, которые он сам прекрасно об этом сказал.

Кстати, Ростроповича училась Корытына Колеса – дочь ректора Львовской консерватории, внучка выдающегося украинского собирателей фольклора, очень хорошая виолончелистка (Слава ее очень любил), которая в настоящее время живет во Львове. От нее мы много слышали о Ростроповиче. Его имя, безусловно, был хорошо известен во львове в музыкальной среде. И в моем сознании тоже «витал» некий образ гения Ростроповича, который живет в Москве, как-то, может быть, даже самое главное …

И вот я оказался в Москве, в Московской консерватории. Многие меня удивили, обеспокоен в новом окружении, но много и понравилось (атмосфера консерватории, в первую очередь). Представьте себе: мальчик из провинции, который жил во Львове прекрасная жизнь, и я не знал никаких комплексов. А здесь, в Москве, появились все эти «комплексы»: «москаль», лица, внешний вид почти кавказский; меня путать с «целевиками», то есть с теми музыкантами из республик, которые поступали в консерватории с так называемыми «целевыми» направлениями, хотя вы можете иметь и тройки по специальности. Это было для меня очень неприятно и унизительно, потому что мне в самом начале поставили на направлении «пять с плюсом» («плюс» – как исключение).

И вот я решил провести некий эксперимент на самоопределение. Честно говоря, хулиганский эксперимент. Решил познакомиться с великими музыкантами; просто самому подойти и сказать «привет!»… Это я, студент-первокурсник… И я выполнил свой план!

Первым «подопытным» был Давид Федорович Ойстрах. Я направился к нему, когда он меня «поймал». Никого в холле не было. Вы знаете, этот большой консерваторский зал на первом этаже, возле диспетчерской? Значит, так: с грохотом сердца в горле, подошел к Ойстраху и сказал: «Здравствуйте, Давид Федорович!» Он улыбнулся, но в улыбке была неуверенность, потому что он меня не узнал. А я говорю: «Ничего удивительного нет – ты не знаешь меня, а я тебя знаю. Просто я хочу знать тебя». И тут он протянул мне свою пухлую ручку, поздоровался и спросил: «А на каком ты курсе? На чем вы играете?» Я ответил: «На первом году. У Борисове». А он: «Ну, это замечательный художник… ну, я приглашаю вас ко мне в класс, если хотите. Всегда – пожалуйста… «.

Следующим «подопытным» был Леонид Борисович Коган, который бежал по коридору очень быстро, со скрипочкой, которая болталась где-то у самого пола (он был очень маленького роста). Это не нужно говорить, показывать. Когда-то это мой коронный номер был. Так вот. Я говорю ему: «Леонид Борисович, здравствуйте!» Он уходит – повернуто – дико смотрит на меня – не узнает, – знает, это ничего не отвечает – отворачивается и бежит дальше…

Ну что ж, я это пережил. И долго не решался продолжить эксперимент.

Но в один прекрасный день попал мне Ростропович. И с Ростроповичем, вышло гениально! Он несся на бешеной скорости… А нужно отметить: когда появлялся Ростропович, то перед ним всегда нес такой полюс «выдавливаемого» воздух – знаешь, как в метро, когда поезд выходит из туннеля? Ведь, как поршень – Ростропович! Он где-то там появляется, а перед нами уже «сгущается» атмосфера… Да. Он нес мне навстречу такой корявой походки, конечно, очень энергично, а за ним, где-то на расстоянии 3-4 метра – толпа студентов, которая сейчас войдет в класс, где и начнется его «лицедейство» преподавания музыки…

И вот, набраться смелости (я решил в последний раз в жизни! и, действительно, потом уже эксперимент), подошел к нему и сказал: «Здрасссьте, Мстислав Леопольдович!» Он быстро взглянул на меня, и этой доли секунды ему хватило, чтобы, не останавливаясь! – раз меня обнять и сказать: «мой Друг, мой дорогой! Ну, как жизнь, дорогая?» И поднять меня на пути, он потянул с собой в класс. И сразу же попросил кого-то принести стул к его «дорогого друга», посадил рядом … То есть все это «шло» и включил в эту мою игру сразу.

А дальше все было удивительно. Я был совершенно ошеломлен, убит тем, КАК он ВЕЛ УРОК…

– Убит?

– Абсолютно! Он меня просто «раздавил» (в хорошем смысле). И молчал. Я был в совершеннейшем восторге. Я помню, как замечательно играл на фортепиано, между прочим. А когда через некоторое время он снова появился у него на уроке, он меня сразу узнал и тут же попросил освободить для меня стул рядом с собой.

Так мы с ним «странно», когда мы только познакомились.

– Юра, ты был участником этого студенческого оркестра, которые Ростропович дирижировал 10 мая 1974 г., в день прощания со своей страной…

– Но я был участником и оркестра Театра оперетты, где Ростропович одержал «летучей мыши»! Ведь Ростропович тогда, в дни «прощания», работавший с двумя оркестрами одновременно. И, как правило, те студенты, которые играли с ним в оперетте (у нас, на оркестровом факультете, ведь это был «обязательным» дисциплина – оркестр!), освобождались от работы в оркестре, который одержал Шестую симфонию Чайковского до прощального концерта Ростроповича.

Но однажды, когда мы репетировали в оперетте, Так он подошел ко мне и сказал: «Чувак, ты мне поможешь, я буду тебе благодарен». Это означает, чтобы и там, и здесь ходил на пробы…

– Это как? Неужели это было возможно?

– Я с радостью согласился, хотя это продолжалось весь день. Но мы говорили все время. С утра до ночи! Весь последний месяц в Москве..

– Расскажи об этом подробнее.

– Сначала я расскажу одну экстравагантную историю, которая произошла еще до оперетты, для репетиций прощального концерта. Однажды Ростропович играл с нашим студенческим симфоническим оркестром «Вариации на тему рококо» Чайковского. Я был концертмейстером группы альтов. И вдруг я так заслушался его гениальным исполнением re-меньше вариантов, что… забыл войти туда, где альты должны были войти; и все мои коллеги-альтисты не вошли (потому что не должны в принципе входить без концертмейстера, хотя может в этом случае помочь). Словом – ужас! – альты не вступили! Что сделал Слава? Он, продолжая свою мелодию, – на второй струне начал играть партию альтов! И это – в Большом зале консерватории…

– Фантастика!!!

– Да, это фантастика. Но при этом зыркнул в сторону альты очень зла! Тут уже пришел в себя, я понял, я подключил и дальше все было в порядке. И когда все закончилось, был бешеный успех. Ростропович, конечно, играл блестяще; возможности не было конца.

Юрий Башмет и Мстислав Ростропович. Фото А. Воинов, 90-х годов.

И так, выходя на аплодисменты, и, проходя мимо нас, он взревел: «Альта – дьяволы – не вошли!» И прошел на авансцену. А когда возвращался – альты ведь в центре оркестра, и я, концертмейстер, в первом ряду, – пробегая мимо нас, снова бросил что-то резкое: «Как можно было? Мы должны рассчитывать, если музыка не знаете!» Я сразу подумал, что жизнь кончена, а я в его глазах был убит… Как вдруг, на третий его заход-переход на аплодисменты (видимо, он увидел мой зеленый, убитое лицо), сказал: «хорошо, Хорошо, не волнуйся, чувак, все состоялось».

Когда он вернулся еще раз (а не от «потепления», наверное, так расчувствовался, что чуть не плакал – наверное, это было на моем лице), еще раз сказал: «Чувак, не волнуйся, я тебе говорю, когда-нибудь еще сыграем, а ты вступишь в ритме…», А потом опять кланялся, и все говорили: «Чувак, мы будем вместе играть, будем…» И на этом цепь выстроилась уже просто какая-то любовь… А потом была оперетта. А потом – Шестая Чайковского, » прощание с…

– А как ты, студент консерватории Юрий Башмет, отнеслись к политической травле Ростроповича?

– У меня был друг и участник моего квартета, очень талантливый Иосиф Фейгельсон (сейчас живет в Нью-Йорке), который учился у Ростроповича. От него я узнал о каких-то политических проблемах нашего кумира. Но глубину этих проблем, тогда, конечно, не понимал.

Теперь я не понимаю другого – почему молчал вместе с теми, кто любил Ростроповича? Я не понимаю, почему мы, студенты, не выступили тогда с какой-то демонстрации протеста, по крайней мере, в консерватории? Ведь мы его боготворили!… Мне кажется тогда «мешали» мои собственные проблемы.

– Какие?

– Ну, например, довольно негативное отношение ко мне ректората, когда «поднялся» до обличения, и даже был … выгнали из консерватории.

– Исключен??? Силы небесные! Как это могло случиться?

– Да. Был такой приказ. Правда, потом был восстановлен. Дело в том, что мы уехали (без разрешения!) с «Носом» Шостаковича в Камерном театре в Сочи, на экскурсию, в сентябре. А именно в сентябре нужно было ехать в колхоз – картошку копать! Я поплатился за это самым серьезным образом. А тут мама заболела. Приехал со Львова, отец… Словом, это был ужас! Но это, как говорится, уже совсем другая история…

Естественно, когда был создан оркестр, «усиление», оркестр Театра оперетты, то есть оркестр из лучших студентов, меня, как «опальный», кто-то из этого списка вычеркнул. Но Ростропович, увидев это, сказал, что без меня не будет заниматься. Это меня очень порадовало, потому что я не знал ведь, как я играю, никогда не слышал меня! А ведь я был всего лишь студентом третьего курса…

И вот, наконец, начались репетиции «летучей мыши». И каждая попытка была счастьем. Общение с НИМ! Творческое переживание каждой фразы! Вообще вся демонстрация диапазон его попыток – фантастическая, конечно.

Я помню такой эпизод. Перерыв в попытках. Перерыв. Всего в «шведский стол» – огромный, двадцать человек. Приходит Ростропович. Ну, все сразу, конечно, мы предлагаем ему «взять без очереди»… И сразу мы слышим фразы: «Старики-мы все одинаково уважаемые люди».

То есть – демократ чистой крови! И наша любовь к нему – безгранична, конечно! Но чем закончился этот эпизод? Вот пришло время, и Он чувствует, что все-таки эта очередь не имеет времени в начале пробы. И тогда выходит вперед и говорит буфетчице: «Машенька, старушка, дай нам на всех 12 чаев, 12 – колбаса, еще 12 пирожных и т. д.»… ну и за все заплатил.

Так мы жили на пробах в оперетте.

И в один прекрасный день нас не было денег. Тогда это наш дирижер – возглавил «демонстрацию». Все отправились в кабинет директора. Он приказал нам стоять у двери, а сам вошел и сказал: «здесь будем стоять до тех пор, пока не привезут деньги и не заплатят зарплату музыкантам. Не будет денег сегодня – это значит, что сегодня не будет репетиции. Не будет завтра – это значит, что не будет и завтра попытка»…

Ну, а когда мы собирались за столом, в перерывах между попытки, он веселил нас невероятно. Знаете: «экранный диктор» является уникальным, неповторимым… И непослушный до ужаса. Говорит: «Сегодня мне приснилась Галька. Она воткнула мне вилку в бок! Я рассказал ей об этом сне: перспектива, старые, сегодня вкусно поесть».

Все звали его Слава. Но у нас, студентов, был «Рострап» .

Однажды концертмейстер оркестра оперетты говорил ему: «Спасибо, это этот парень хорошо играет. Может его посадить вперед?» И на меня показывает пальцем. И Слава ему в ответ: «Глупец! Этот мальчик – твое будущее». Как мне потом сказал, когда я подошел: «Браво-браво, здорово вы играете!»

– Но почему он назвал концертмейстера, дурак, Юра? Почему?

– Был здесь такой смысл: он (то есть я!) не только хороший парень, он – будущее. Только не известно, что: «альтовое», «струнное» или вообще какую-нибудь БУДУЩЕЕ. И, кстати, Слава, этот эпизод вспомнил, когда мы с ним встретились уже в другой эпохе. Они встретились в Европе…

– Подожди! Перед «другой эпохи» была еще довольно приятная Шестая симфония Чайковского…

– Да, конечно. Все, что касается Шестой симфонии, – я до сих пор помню каждый такт, как мы ее играли с Ростроповичем! И, кстати, во время встречи через 12 лет я его довел до слез, когда он сказал, КАК ОН ДЕЛАЛ ШЕСТУЮ ЧАЙКОВСКОГО с нашим студенческим оркестром… Это был вечер потрясений.

Когда стало ясно, что Благодаря этим концертом прощается с Москвой, казалось, что МИР РУХНУЛ! Будущего не имеет. Это была настоящая трагедия. Что происходило там, в Большом зале, на концерте и после концерта – передать невозможно. Крики женщин: «Слава, ты нас покидаешь?» Каждый музыкант, играющий в оркестре, поднес ему букет цветов. На сцене. А потом, уже на заднем дворе консерватории, автомобиль из всего сидит в ней семьей Ростроповича ПОДНЯЛИ С ЗЕМЛИ И ПОНЕСЛИ НА РУКАХ!..

– Раньше впрягались в тренера вместо лошадей.

– Мы, студенты, потом почти всю ночь ходил по улицам. Слушали магнитофонную кассету с записью «нашей» Шестой созданной в тайне от всех «людей в сером штатском», которые торчали на пробах, и из всех окон зимнего сада в день «прощального» акций. Я слушал кассеты, плакали, пили вино с друзьями, с теми, кто играл тогда.

А потом с Фейгельсоном, однако, позвонил Славе, часа два ночи. Звонили из автомата, оглядываясь назад, не ехал за нами «серые в штатском»… Ростропович получил буквально на минуту. Но очень тепло поговорили. Он сказал: «Ребята, я вас так люблю, так люблю. Это трагедия… Но я абсолютно уверен, что мы встретимся, и мы будем еще раз». Что случилось… мы встретились через 12 лет в Милане.

– В каких обстоятельствах?

– Я дал свой «исторический» сольный концерт в «Ла Скала».

– Действительно, исторический концерт, потому что ни один альтист в мире еще не удостаивался такой чести! С кем вы играли?

– С пианистом Михаилом Мунтяном, с которым я играю до сих пор. И вот я пришел на репетицию и увидел плакат: на следующий день после моего концерта в театре «Ла Скала», играет Мстислав Ростропович. В программе Концерт Дворжака и Симфония — концерт Прокофьева. А вечером посетила меня хорошая идея: если послезавтра игра, то утром будет репетировать с оркестром. Поэтому на следующий день после своего выступления я без предупреждения пришел утром в театр. Руководство театра меня узнали, и нас с Мунтяном не хватало в зале и сидели в ложе.

В зале было очень много людей, в основном студентов. Видимо, это он – Слава, – разрешил, и это было для студентов бесплатно. Это был «почерк» моего кумира, великого Ростроповича. Я сидел в своей постели и… обливался слезами, потому что ОН ИГРАЛ ФЕЕРИЧЕСКИ!

Юрий Башмет. Фото Е. Левин

Затем, в середине репетиции я пошел к нему в артистическую. И оказался у художественного раньше, чем он. А там такой довольно длинный коридор, 8-10 метров… я стоял и ждал. А сердце стучало, как тогда, когда я впервые с ним познакомился… я думал: а что, если он меня вообще не узнает? Я теперь с длинными волосами. И вообще 12 лет назад. И, в общем, это сейчас крупнейший музыкант, дирижер американского оркестра. Все остальное, я и на итальянца похож. Все может быть! И вот я стою… И вот появляется в конце коридора со своей виолончелью (так же, как и тогда, в консерватории!) и… сразу, мгновенно, из конца коридора кричит: «ДРУЖИЩЕ!!!» и бежит мне на встречу…

– Это большая картина. В течение 12 лет!

– Была очень трогательная встреча. Он сразу сказал Гейл (и была в Милане): «Ну, вот и все! Сейчас мы сделаем обед!» А она говорит: «Слава, не напивайся!» А он на это: «Столько лет не виделись». В результате мы сидели напротив «Ла Скала» с вином, и это было в день концерта: вечером должен был играть. Я переживал за него. А он успокаивал: «все в порядке, приятель, я буду спать на час, и все это уходит».

Оказалось, что все эти годы он внимательно следил за мной. Только сначала у него не было мысли, что это какой-то, который сделал бешеную карьеру альтист Башмет – этот мальчик – студент, которого он знал. Но потом кто-то из художников – Наташа Гутман, ли Олег Каган, последний ему пояснил, что это один и тот же человек. И был очень счастлив, когда убедился в этом. Тогда в Милане он мне сказал: «вы Знаете, у нас, конечно, сейчас возможности посидеть, поговорить как следует… Где мы можем встретиться?» И вдруг оказалось, что за два дня я буду в Париже, где он как раз прилетает. И заставил меня пообещать, что я позвоню ему вечером в Париже, и я буду у него в доме.

И так случилось. В Париже мы с ним долго, в конце концов, очень полезно и трогательно говорили. И там ему показал, дал послушать альтового концерта Шнитке…

– Я считаю, Юрий, что лучшего концерта, чем альтовый, Шнитке уже не создал!

– Я рад, что тебе нравится. Благодаря плакал, когда слушал эту музыку Шнитке, которая, конечно, не знал. Я оставил ему этот фильм… А потом сказал: «Чувак, я хочу, чтобы этот гений написал для меня концерт». А я ответил: «Теперь вы пишете письмо. Я лечу в Москву и передаю Альфреда это письмо – и все будет как надо. Как это для Ростроповича не напишет концерт?!»

Ну, а результат известен. Шнитке сочинил для Ростроповича и посвятил ему свой Второй концерт для виолончели с оркестром. Первый был сочинен им для Наташи Гутман.

– А вам, Юрий, придется играть со Славой – дирижером?

– А как же! Я был приглашен к нему в Вашингтоне, округ колумбия, в качестве солиста и исполнял того же Шнитке, Концерт для альта, а Ростропович дирижировал…

– Ты поняла?

– Есть диск! Наша со Славой. Только запись сделана не с Вашингтонским оркестром, а из офиса в Лондоне. Я помню эти три концерта, когда три дня подряд играли Альтовый концерт. А потом еще раз, а потом, в Лондоне, мы играли с ним на фестивле, посвященный Шнитке.

По поводу Ростроповича – дирижера я должен сказать две вещи. Обязательно. Я, как «струнник» утверждаю: с ним очень удобно играть именно «струннику». Он понимает, что это лук. Есть удивительные пластика правой руки (он тоже играет скрипка, виолончель, извините за напоминание). И эта его правая рука дает моей правой руки, чтобы БЫТЬ ОЧЕНЬ ГИБКИМ.

Кстати, забыл сказать: есть еще фильм «Монолог» Шнитке в нашем со Славой исполнении. Сделана три года назад, с оркестром Берлинской филармонии. Новогодний концерт… Словом, первое, что я хочу сказать: играть с ним очень удобно, как с дирижером. Если говорить с позиции солист-струнника.

Но это другой вопрос. Ростроповичу, после 17-летнего стажа работы с Вашингтонским симфонии (а это дирижерский опыт фантастика!), приходится сталкиваться с мнением, что он, как дирижер – не то же самое, что он – виолончелист для миллионов людей. Виолончелист он, мол, гений, а дирижер – то «не того»… И здесь я должен обязательно подать заявление!

– Сделай это, пожалуйста. Это будет замечательно, если это то, о чем я знаю.

– Я должен сразу сказать, что наша трогательная встреча в Милане закончилась тем, что Мстислав Леопольдович дал мне полный набор записей фирмы «эрато»: все симфонии Чайковского и Прокофьева под его контролем. Много я слушал эти записи, и теперь должен сказать: несмотря на некоторые шероховатости оркестра, в каждом предложении, в каждом сегменте, в каждой части симфонии, записанные, конечно, это ОТКРЫТИЕ, которого еще не было ни у Фуртвенглера, ни Бруно Вальтер, ни у Мравинского, ни у Караяна.

А что такое дирижер? Дирижер – это интерпретация, это концепция. Спасибо, так же, как и в виолончельной игре, имеет в дирижерстве эту концепцию. Он всегда имеет глубокую дирижерскую интерпретацию! Пора это понять и принять. Дай Бог, чтобы Ростропович дожил до этого признания! Я не уверен, что это произойдет в нашем веке. Ты меня понимаешь? Людям как-то пока трудно сказать: «Слава – это исключение. Он и блестящий солист и дирижер гениальный!»

А разве это не так?..

Тамара Грум-Гржимайло. Из книги «Ростропович и его современники»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ