«Исчезнувший». Дважды

Аида ВоробьёвaАвтор:Аида Воробьёвa

«Исчезнувший». Дважды

V Музыкальный фестиваль в Брно

Одна из наиболее часто исполняемых в мире произведений Леоша Яначека – вокальный цикл «Дневник исчезнувшего».

На V Музыкальном фестивале в Брно был представлен дважды: в концертной версии в исполнении англичанина, Тоби Спенс и сценической интерпретации художников проекта «Opera повера» совместно с Бергенской оперы.

Летом 1917 года 63-летний Леош Яначек познакомился с молодой Каси Штесловой, которая стала последней любовью композитора и его музой, вдохновившей на создание новых музыкальных шедевров.

Одним из них стал вокальный цикл «Дневник пропавшего» для тенора, альта, женские трио и фортепиано, и состоит из 22 треков, построен драматургически.

«Дневник пропавшего» рассказывает историю любви деревенского парня к молодой цыганке Зефке. Молодой человек был так поглощен своим чувством, что решился оставить семью и деревню.

Литературную основу для следующего цикла Яначек нашел в чешской газете «Lidové novny». Ней стоял маленький поэма, опубликована в 1916 году с подзаголовком «Из-под пера самоучка».

Позже выяснилось, что автором стихотворения был валашский обзор Озеф калда, который намеренно послал инкогнито свою рукопись в издательство газеты.

На работу над циклом композитора продолжалось два года – с лета до осени 1917 1919.

В результат Яначек включил заметки для создания соответствующей атмосферы на сцене: сумерки и красный свет. Премьера «Дневника» состоялась 18 апреля 1921 года. в театре Редута в Брно.

Возлюбленная композитора стала прототипом цыганки его музыкальной романа.

«Цыганка из «Дневника исчезнувшего» – это ты. Поэтому в цикле так много эмоций и огня. Так много, что соприкоснувшись с ним, если бы мы превратились в пепел. Работая, все время думал о тебе»,

– сказал Яначек Камилла Штесловой в одном из писем.

Благодаря искренности, даже интимности и необычайной музыкальной экспрессии «Дневник» стал одним из самых ярких вокальных шедевров XX века.

Отличная, оригинальная музыка, полный экспрессии. Подобно шубертовской «Прекрасной мельничихе» цикл Яначека строится на пасторальных строках о любви, а из цикла «Зимняя дорога» его объединяет тема странствий и дорог.

Но если во втором вокального цикла Шуберта природа враждебна и холодна, это Яначека – это полный жизни и запахом созревающих колосьев. Герой Шуберта живет только воспоминаниями о возлюбленной, герой Яначека – наслаждается близостью и поет вместе с любимой цыганкой.

Вместо того, чтобы больных Иэна Бостриджа, в Брно прибыл британский тенор Тоби Спенс хорошо известен любителям музыки. Активно и успешно принимает участие во многих европейских фестивалях, например, в Зальцбургском, Эдинбургском, и поет в ведущих музыкальных театрах мира, среди которых Ковент-Гарден, Метрополитен-опера, Английская, Парижская и Баварская национальная опера.

Спенс имеет мощный оперный голос, его исполнение отличают экспрессия и аккуратно оформлены питание. На концерте артист малый зал Филармонии Брно был явно слишком мал, но Спенс постепенно подстраивался под эти особенности, и ближе к середине цикла, ему это полностью удалось.

Аккомпанировал Тоби Спенсу его соотечественник Юлиус Дрейк, специалист в области камерной музыки, известный интерпретатор песенной классики XIX-XX веков. Гениальный пианист, одинаково хороший и в ансамблях или соло. С вокалистами, звучит как единое целое и не рассматривается как инструментальный аккомпанемент. Стиль его игры отличают нежные маленькие техника, идеально точной фотографии крыла органичные, очень плавные переходы от forte к piano.

Партию цыганки в этот вечер она пела чешка Вацлава Крейчи Хускова – меццо-сопрано с прозрачнейшеми верхами и сочные нижними нотами.

Идея создания музыкального проекта «Opera повера» была создана в 2005 году и относится к его арт-директора, словенскому режиссеру с короткой вывеской Рок, который вдохновился идеей бедного театра Ежи Гротовского и направления арте повера (бедное искусство), с которым он познакомился во время учебы в Цюрихе. Официально группа «Opera повера» была создана в 2013 году и стала ставить известные произведения XX века, среди которых был «Дневник Анны Франк» Григория Фрида.

Показывая зрителям театра на Орли цикл Яначека, режиссер старался учитывать примечания композитора на тему украшения сцены. Действие разворачивается в темноте, при свете луны, которая постепенно становится кроваво-красный оттенок, а в конце все участники постановки растворяются в темноте.

Декораций – минимум: только луна и дерево. Движений на сцене тоже: вокалисты почти все партии поют в одном положении. Главным героем становится музыка, от тотального погружения в которой почти ничего не отвлекает.

Тенор Ales Брисцейн характеризуется мягким и приятным голосом. Местами он уступал в силе шведской меццо-сопрано Джульетта Галстян, но в целом их дуэты звучали бросить и качественно.

Возможность сравнить несколько версий одного и того же произведения, даже очень известного, у музыкального любителя появляется редко. Особенно в небольшой промежуток времени. На фестивале Яначека такая практика становится распространенным и продолжает открывать слушателям новые грани музыкального искусства.

Наталья Сергеева, «Орфей»

Об авторе

Аида Воробьёвa

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ