Фридрих Липс: «композиторы Пишут не для инструмента, а для исполнителя»

Автор:Аида Воробьёвa

Фридрих Липс: «композиторы Пишут не для инструмента, а для исполнителя»

Фридрих Липс

13 декабря 2015 года в Москве в Российской академии музыки имени Гнесиных открылся традиционный ежегодный XXVII Международный фестиваль «Баян и баянисты» и VI Международный конкурс баянистов и аккордеонистов.

Фридрих Липс – основатель фестиваля, выдающийся музыкант современности, человек широчайших взглядов, – рассказал о том, что происходит на фестивале и конкурсе в этом году.

— Фридрих Р., как это все началось?

– Это был 1989 год. У нас есть идея, чтобы организовать баянный фестиваль; на самом деле, это была моя инициатива. В этом году «Баян и баянисты» проводится уже в 27 раз. Ровно год спустя, в 1990 году, в рамках нашего фестиваля мы провели Первый Международный конкурс баянистов и аккордеонистов.

Конкурс собирает музыкантов сразу на пять лет. В этом году был шестой. Конкурс масштабный, насыщенный. В три тура состязаются лучшие музыканты. Программа, участники, жюри – все на высшем с отличием.

— Какое количество заявок в электронной этом году?

– В этом году поступило их очень много – около пятидесяти. Наш конкурс уже на столько известен, что нет необходимости делать предварительный квалификационный отбор. Приезжают к нам, можно сказать, сложившиеся музыканты, лауреаты многих престижных премий.

— Как прошло открытие?

– Это всегда очень торжественный момент. У нас есть пример – Конкурс Чайковского, и мы, конечно, «растянуть» за нашими лидерами.

Как правило, открывает конкурс звука фанфар из «Итальянского каприччио» П. и. Чайковского. В первом отделении вместе с моим сыном Святослава сделали «Katuv» («Так было») – Двойной концерт для баяна, фортепиано и симфонического оркестра Михаила Бронера с симфоническим оркестром Академии имени Гнесиных. Это мощная композиция, сильнейший энергетический заряд на начало – Открытие фестиваля и конкурса.

Во втором отделении выступали музыканты, которые победили в прошлом конкурсе, и на этот раз они уже выглядели как чемпионы: Семен Шмельков, Иосиф Пуриц, китайская баянистка Tian Янан. Представили очень сложную, яркую виртуозность программы.

— Фестиваль и конкурс идут параллельно. Какие действия вы советуете не пропустить?

– Сегодня в рамках фестиваля – концерт, посвященный юбилейной дате: это своего рода дань уважения композиторам, пишущим музыку для нас: Александр Холминов (90 лет), Николай Чайкин (100 лет), Юрий Шишаков (90 лет), Анатолий Шалаев (90 лет), Роман Леденев (85 лет), Анатолий Кусяков (70 лет), Александр Журбин (70 лет). Этим концертом мы хотим также отметить и 80-летие Альфреда Гинзбурга – Президента Российского альянса мастеров музыкальных инструментов.

Традицией стало выступление во время фестиваля, членов жюри конкурса. Это придает ему дополнительный нерв, напряжение, ответственность. 17 декабря играют профессор Датской Королевской консерватории Гейр Драугсволл и испанец Иняки Альберди, который победил в нашем конкурсе в 1995 году. Они представят музыку скандинавских и испанских авторов.

В пятницу (19 декабря) – джазовый концерт. В первой части выступит народный артист Украины Владимир Мурза и Big Band под руководством народного артиста России Анатолия Кролла. Во втором – участники соревнуются в номинации «эстрадный жанр».

— В III туре участники выступают с оркестром. Что проходит?

– «Vivo voce» Концерт № 2 для баяна и камерного оркестра – очень сильное сочинение Ефрема Подгайца. Концерт впервые был сделан мною, а потом я предложил это произведение включить в конкурсную программу.

В целом программа очень обширна и разнообразна. На фестивале можно услышать практически все виды баянного репертуара.

— Что дает конкурс победители?

– Первая премия – 200 тысяч. рублей, второй – 150, третий – 100… Что для ангажементов, победители, конечно, будут выступать на нашем фестивале «Баян и баянисты» на будущий год…

Когда были уничтожены такие гастроли системы, как «Росконцерт» и «Союзконцерт», которая ранее, в период формирования, например, в моей биографии, нас, молодых лауреатов, сразу же взял под свое крыло, и мы начали работать, сыграли десятки концертов в России, ссср… Теперь у победителей, к сожалению, не имеет такой возможности.

— Сколько человек участвует в финале? Не трудно ли будет музыкантам 20 декабря утром играть в третьем раунде, а вечером гала-концерт?

– В финал выходит шесть человек. Это молодые ребята, сил и энергии у них много. Это всегда было нормой…

— Расскажи мне о своей дружбе с современными композиторами. Это повлияло на баянный репертуар?

– София Асгатовной Губайдулиной мы познакомились в 75-том году. В 78-м появился ее первый рассказ для баяна – пьеса «De profundis». В 82-м, – написала «Семь слов Христа» для баяна, виолончели и камерного оркестра; два концерта для баяна и симфонического оркестра, сольные произведения. Многие из них посвящены мне, и я горжусь этим.

Эдисон Денисов написал две песни на баян; есть такие и у перечисленных мною выше Романа Леденева, Ефрема Подгайца, Александра Журбина, Михаила Бронера, Татьяны Сергеевой, Кирилл Волков…

Пишут композиторы не к инструменту, а для исполнителя. Предпочитают прийти на концерт, послушать, после того, проявляют интерес, а потом их знакомишь с функциями инструмента, его художественно-выразительные возможности… Но что характерно, они всегда «попадают» в наш инструмент!..

Беседовала Татьяна Эсаулова

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ