Джозеф Каллея: «Классическая музыка должна попрощаться со своей элитарностью»

Автор:Аида Воробьёвa

Джозеф Каллея: «Классическая музыка должна попрощаться со своей элитарностью»

Джозеф Каллея

Джозеф Каллея – один из самых востребованных лирических теноров в мире. Родом с Мальты в начале 2000-х сделал головокружительную карьеру: после победы на конкурсе Operalia, инициированном Пласидо Доминго, и дебюта на фестивале в Сполето, получил приглашение от самых уважаемых оперных домов.

В ноябре 2015 года Каллейя дебютировал в партии Фауста в опере Арриго Бойто «Мефистофель» в Мюнхене, а 13 декабря 2015 тенор выступит в Большом зале Московской консерватории. Накануне визита в российскую столицу певец рассказал о себе.

– Скажи, как тебе пришло работа в Мюнхенской опере? Как близко к вам концептуальный дизайн, который предложил режиссер Роланд Шваб?

– На мой взгляд, это самая яркая интерпретация сюжета «Фауста», и она хорошо поставлена Швабом. Не могу сказать, что мне нравятся все его решения, но от его стези никуда не пойдешь, и в театре она заключается в том, чтобы максимально точно воплощать идеи режиссера, при этом не забывая о вокальных навыков.

Я не боюсь громких слов и скажу, что Роланд – выдающийся мастер, высокоодаренный человек. Что я действительно должен признаться, я буду с нетерпением ждать возможности снова работать с ним в других постановках.

– Ганс перенес действие оперы в современность. Удалась ли попытка найти в окружающей действительности место для гетевского философа?

– Фауст – тип изображения-постоянная, образ-метафора. Фауст существует вне времени, это коллективный портрет каждого из нас, и сегодня, в условиях нестабильности в мире, угрозы, опасности для обычных людей, это чувствуется острее. Мне трудно себе представить более характерный для нашего времени героя, чем Фауст.

– Художественное оформление спектакля не до конца известны. Здесь много сложных декораций, часто меняющихся в процессе либретто. Какое место вы отдаете визуальной составляющей в «Фаусте»?

– Мюнхенская опера – это театр мирового уровня, поэтому здесь стараются использовать последние технические достижения, доступные изобразительным навыкам. Это тоже очень важный элемент, который в конечном итоге определяет уровень качества всей продукции.

– Вам было комфортно работать в этом месте?

– И вообще, привыкнуть к мизансценам не составляло проблемы. Все задачи, обозначенные режиссером, решился в ходе испытаний. Но петь с тяжелыми цепями на шее практически в течение всего пролога, конечно же, еще мне не случалось.

– В Мюнхенской опере не новичок, участвовала в шести спектаклях. Как вы оцениваете его репертуарную политику?

– Безусловно, это один из лучших оперных театров в мире. И во многом его успех прекрасной работой его директора Клауса Бахлера. Его усилия каждый вечер в Мюнхене бегут ярких музыкантов. Достаточно один раз взглянуть на тест, чтобы увидеть, как счастье этого города – здесь нет отдельных «авторитетов», красота – в их созвездии. Молодым художникам из команды театра тоже, что показать, все они замечательные.

– Как-то сказали, что мечтаете исполнить роль Ленского в опере «Евгений Онегин». Готовы ли вы сейчас к этому? Русский репертуар в круг ваших интересов?

– Вы, наверное, удивитесь, но я думаю, что русский язык звучит очень «по-итальянски», а я бы сказал, что он очень музыкальный. Я очень хочу спеть партию Ленского, и кто знает – быть может, для этого я бы решился на изучение польского языка!

– Сегодня мы вынуждены говорить о падении интереса к классической музыке со стороны молодого поколения. Аудитория, посещающая концертные залы и оперы, не омолаживает. Что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы переломить эту тенденцию?

– Классическая музыка не должна быть элитный! Фраки, пышные туалеты, бриллианты и самые выгодные цены за билеты в первых рядах должны остаться в прошлом. Музыканты и сами это понимают, поэтому все чаще и чаще встречаются с аудиторией в более разреженной атмосфере, придумывают различные форматы взаимодействия.

Большие фестивали за стенами театров, на открытых площадках – обязательный элемент в процессе популяризации классики. Пусть родители отдают своих детей в музыкальную школу. Это все, что нам нужно. Это две наиболее важные инициативы, на мой взгляд.

– А что кроссоверы? Ты веришь в то, что человек, послушавший вчера Вивальди в поп-обработке, сегодня потянется, скажем, за щитом из опер Бриттена?

– По-моему, внедорожник справляется со своими задачами, хотя и не на таком фантастическом уровне, но вы не можете отрицать, что обработанная классика – прекрасный способ привлечь в филармонические залы новую аудиторию. Есть только одна существенная деталь – кулак должен быть сделан с очень хорошим вкусом.

– Вы начинали как музыкант, в некотором смысле, сами – представитель кроссовера. Что было причиной столь фундаментального изменения образа?

– Опера вошла в мою жизнь с голосом Марио Ланца. Переслушав многих его исполнения, я понял, что более прекрасной музыки, чем оперная, не существует. Тогда решилась моя судьба.

– Какие сюрпризы вы готовите для публики, которая придет на ваш московский концерт?

– В программе популярные арии и песни. Могу с уверенностью сказать – разочарованных не будет.

Юлия Чечикова, Екатерина Кинякина, «M24»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ