Десятилетие культурной революции

Аида ВоробьёвaАвтор:Аида Воробьёвa

Десятилетие культурной революции

XX фестиваль искусств Юрия Башмета в Сочи

17 ноября 2017 в Сочи открылся XX фестиваль искусств Юрия Башмета в Сочи. Главная «Аругументы недели» опубликовал две статьи за подписью Валентины Темниковой о первых двух днях фестиваля.

Четко определить жанр этих материалов мы не в состоянии. Но и пройти мимо них не смогли тоже. Поэтому мы публикуем эти два текста вместе, не минуя оригинальные ссылки на них. Правда, к сожалению, на сайте «Аргументы недели эти материалы найти уже не удается. Но мы с нетерпением ждем новых отчетов Валентины Темниковой о событиях фестиваля в Сочи.

Десятилетие культурной революции

19 февраля 2017, 12:30

В Сочи открылся очередной фестиваль искусств Юрия Башмета. Это уже десятый, юбилейный. Маэстро, слава Богу, в добром здравии, простуды – вместе с сильным кашлем, как иной раз в последние годы, если бы не наблюдается. Выглядит хорошо, и даже отлично. Не бросил ли курить?

Накануне открытия фестиваля – 17 февраля на концерт с участием ансамбля Юрия Башмета и актера Константина Хабенского (по преданию, он читал «Маленького принца» Антуана Экзюпери) пришел и В. Путин с Dm. Песковым и с незнакомой девушкой. Зрители заспорили – выглядит как дочь.

В холле знаменитого зимнего сочинского театра на этот раз хорошее освещение. Видно поменяли лампы на светодиодные. Здесь выставка плакатов, выступления поэтов начала прошлого века. Белый, Маяковский, на Север… Плакаты их выступлений предоставленные Государственным музеем в россии.

До официального открытия фестиваля на сцену выходят глава города Сочи Анатолий Пахомов и артдиректор фестиваля Юрий Башмет. Господин Пахомов выглядит очень современно. Синий пиджак, белая рубашка без галстука, с растегнутым воротником. Черные узкие помятые джинсы. Все в моде. Хорошая работа.

Говорит, что Путин всех вчера порадовала. Что все сочинцы благодарны Юрию Абрамовичу. Началось возрождение культурной жизни в Сочи. Для него было падение. А Башмет сделал культурную революцию. Маэстро Башмет сказал сочинцам весело: твои розы, в отличие от иностранных, они пахнут. Что будет на фестивале за год он не знает. Но не хватает видов для новых экспериментов. Я очень рад, что неофициальное открытие фестиваля состоялось с Путиным.

По словам г-на Башмета нам с Путиным не только повезло, что он хорошо разбирается в музыке. Сразу дал ему кассету с одним из произведений Шуберта. Тот спросил – это кто-то, кто не слышал его симфонии? Да. Откуда он знал об этом? Он слушает музыку. В зале сидел здесь как обычный зритель и слушатель, простой любитель театра.

И вот первый концерт. Для начала – симфония Моцарта для гобоя, кларнета, фагота и валторны. Оркестр долго исполняет увертюру. Солисты-духовики явно нервничали. Уже три раза облизали мундштуки инструментов – как они пытаются их вкус. Особенно дама с гобоем.

Но это увертюра завершена, и смешной моцартовская мелодия стала как намотать нить на красивый и ровный сотки. Иногда быстрее, иногда с задержкой. Сразу видно, что сочинял юноша. Музыка течет весело, без черноты в душе и приятно для уха.

Моцарт умер молодым. Не успел горя хлебнуть, что было на сохраненную листах: все весело и игриво.

Самая старая девушка с гобоем. Труба инструмент становится грозным оружием в руках этой маленькой француженки. Его конец и пытается приблизиться к носу валторниста и фаготиста. Эти имеют никаких шансов. Всегда весело и приятно. Зрители ждут развязки. Удастся ли гобоистке кого-то обидеть?

Кстати, маэстро Башмет тоже очень близко. Это приводит к полметра. А труба, гобой – в длину полтора метра. Но все три части произведения идут без проблем.

Моцарт, как всегда, лула. В зале никто не кашляет и не гремит креслами. Волшебный сон под фагот и валторну с гобоем.

Пробуждение следует с Никколо Паганини. Певец Массимо Кварта из Италии. Высокий лысиной на макушке и локонами за ушами. Очень симпатичный италии. Башмета на сцене не имеет.

Как только начали играть на скрипке, стало ясно, что на сцене едва ли не сам Паганини. Музыка волшебная. Виртуоз. Немыслимо нюансировка и техника. Италии еще и художник от Бога. Умудряется дирижировать оркестром, стоя к нему спиной. Можно сказать, мы слышим «Полет шмеля», только гораздо тише звук и в режиме виртуознее. Ведет в пол-оборота гримасами лица. И руки заняты! Игра двумя струнами на высоких нотах – как комар. Похоже на работу швейной машины Singer: захватывает петли челноком. Не один не пропустит.

Так вот то, что знаменитый Паганини, который играл на одной струне, и никто этого не заметил. Таким образом, Массимо его реинкарнация, и слушатели нырнули в далекое прошлое – времена музыкальных гениев!

Второе отделение. Снова Моцарт. С пианистом Олли Мустонен из Финляндии. Улыбается. Черная рубашка. Смирно сидит на пианино, в то время как оркестр разогревается на увертюре. Между тем, финн в изнеможении качается из стороны в сторону. Руки он держал между коленями. И вот – выстрел в клавиши. Началось.

Игра чистенько. Как надо играть Моцарта. Но в начале не имеет энергетики Мацуева. Спина прямая, не работает. Не гнется, в след за музыкой. Только шея. Финн холодный. Но эмоции начинают пробивать и его. Хорошая техника. Неплохо качает головой. А вообще, как оказалось – редкий по исполнитель. Как Массимо только на фортепиано.

На самом деле оказался горячим финским парнем. Высоко поднимает руки над клавишами. И в самой высокой точке дрожит в воздухе пальцами, как будто хотел перцем клавиши. Даже над головой руки бросает. Красиво. Отгоняет видимых только ему музыкальных демонов? Через минуту касается не меньше, чем двадцать клавиш, смотрит в ноты. Что можно увидеть с такой скоростью игры? Возможно, тренирует работу обоих полушарий мозга одновременно. Как и все гении.

Между тем звуки Анданте из концерта № 21. Хит классической музыки. Финн на высоте. Каждая нотка живет в общем потоке оркестра Башмета. А как работают ноги пианиста! Две педали фортепиано ходят ходуном. Одна педаль (левая) подавляет звуки. Закон делает более звучащие. Зал в экстазе. Как и подобает истинной музыки.

И это «на десерт» adagio Брамса для альта и струнных. Вокалист сам Юрий Башмет. Таинственное произведение, как и сам композитор. Шпиндель из музыкальных потоков крутит и крутит. Но виола не скрипочка гениального Массимо с ее сногсшибательное комариным звуком. От альта вибрирует что-то внутри. Если же диафрагма. Накатывает какое-то спокойствие средние века. Не страшно, а завораживающе-таинственной эпохи возрождения. Чистые. Синего.

Прошлое и настоящее – это Юрий Башмет. Мастер перемещений во времени и пространстве. В общем-то и в жизни крутой. Обувь с красными подошвами. Мужские «лабутэны»?

Завершение первого дня фестиваля. Снова Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Это где-минор меняется на мажор несколько раз в течение одной минуты. Очень позитивный трек. Как раз под нашу российскую действительность. Типа, плохо в мире, трудно в Сирии и не знаете с Америкой. Но мяса в стране производят больше. Сыра своего и зерна навалом. Да, пока денег не хватает. Но президент у нас хороший и думает о нас, грешных. Вот на фестиваль Башмета в Сочи приехал. Он сидел, как простой смертный, среди народа.

Разве это не счастье жить рядом с великим музыкантом и политиком? Что будет завтра? Об этом читайте завтра поздно вечером, или завтра утром. Пока и привет из Сочи.

«АН-online», Валентина ТЕМНИКОВА

На балет, когда на улице февраль

20 февраля 2017, 00:16

Второй день сочинского фестиваля искусств Юрия Башмета, посвященный балета. Как сказал товарищ Ленин – это важнейшему из искусств для русской культуры.

Начало балетного вечера – к музыке Рихарда Вагнера, чья биография была печально затянутое любовь Адольфа Гитлера к его музыке. Особенно «Полет Валькирии». Слава Богу, эта печаль не витало в сочи театре. Зрителей, как и положено перед выходом танцоров, разогревали под музыку к «Тристану и Изольде». В зале полная темнота. Только иностранцы в зале что-то шепчут друг другу на уши.

А вот исполнителя: не хухры-мухры, а первые солисты оперы (хотя привезли балет). Им повезло. Бежали от парижских беспорядков в тихий город Сочи. На сцене стараются, лезут из кожи вон!!! Кстати, содержание «Тристан и Изольда» довольно интересная. О западных нравов – где все хотят отравить себе жизнь и где сильные обижают и унижают слабых, если они, по крайней мере, три раза благородных. Но это политика. А что, балет?

Французский танцор не напоминает российскую. Несколько широковат таз. Редко ходит на носочках, то есть, на пуантах. Вообще не ходит на пуантах. Но безумно красивая пластика. Танцор тоже не как у нас. Не обтягивающего трико с представлением в причинном месте. На нем практически прозрачная юбка на свободных брюк. Что-то в индийском стиле. Да и торс не обнажен, как и у наших танцоров.

У французов не это главное. У них – демонстрация чувств, без акробатики и поддержек на прямых руках вверх. Только плавные «па». Очень красиво утихают на концах музыкальной фразы.

Я понимаю, что главный герой этого одноактного балета – музыка Вагнера. Это не «Полет шмеля» в исполнении Массимо Кварто. Это державно, трагически, и не так, как имперски. Не «Лебединое озеро» с потешным демоном и легкомысленная лебеди из провинциального немецкого озера. Здесь вековая драма пола. Причем, не простых смертных, а жителей Олимпа. Богов. Такие Тристана и Изодьду делает, что музыка Вагнера.

Но вот танцоры выходят за кулисы, падает на экран, и на нем крупно проектируются красивые человеческие формы. Праздник красоты человеческого тела здесь можно рассмотреть при сильном кино рост: открытый рот, отдельно – просто зубы. Спинные мышцы. Локтей и грудные мышцы. Икры. Ни грамма вещи. Празднование уникального творения природы – ее высшего божьего творения – человека в мужском и женском обличье. Что есть прекраснее? Ответ на вопрос в новом появится на сцене танцоров.

В конце концов, с обнаженным торсом. Она в миниюбке. Современно. Смело. Без изменений, только безумная любовь и ее торжество над всем. На самом деле в этом и есть главная цель искусства. Это Крест Божий Юрия Абрамовича Башмета – нести нам, простым смертным озарение и любовь к тем, кто рядом с нами.

Но время все меняет. Конечно, у Мориса Бежара балет был бы гораздо выше. Здесь страсть не та.

И снова помощь – кадры на экране. И новый фильм проявление – тело, мужские и женские, совсем голые. Их владельцы танцевать по щиколотку в воде.

После очередной киноинсталляции герои, в конце концов, появляются на сцене во всей красоте человеческих трупов. Героиня в трусах и газовом шарфике на шее. На герое то же самое. Но газовый шарф на голове. Он им явно тяготится. Как будто шарф мешает ему довести до конца их общая драма с Изольдой. От того и так, как будто теряет интерес к Тристану: он, хотя почти голый, но не довести дело до конца, чтобы узнать Великую Тайну Природы.

Тристан даже ложится на сцену и засыпает. Изольда с недоумением: ходит вокруг лежащего снова и снова. И как ни странно – он все понимает и срывает наконец-то газовый шарф с головы. Все меняется. Драма в музыкальном сопровождении меняется на небесные голоса ангелов. Пластика Изольда с агрессивно-ершистой меняется на мрт-увлекательный. Вот она – двойственность женского и мужского начала.

Отношение недвусмысленны. Изольда танцевать от радости. Ее ноги стали похожи на руки финского пианиста с первого дня фестиваля – так и летают вверх и вниз над головой, как машут ангелы в знак благодарности.

В финале Тристан и Изольда связаны на веки так, как объединяются обычно люди, безумно любящие друг друга: он-на нижней, то на верхней части. Зрители в экстазе. Ураган аплодисментов. Номер удался – да здравствует Франция!

Второй одноактный балет в этот вечер – «Сын мадам Баттерфляй» по мотивам оперы «Чио чио сан». На музыку Пуччини. Кто не знает, это история о безумной любви японской гейши к американскому ведомства. Когда играл с ней и бросил. А она ждала его, родила ребенка, и, видя, с другой невестой, вскрыла себе живот японском острым мечом и, умирая, благословила их любить сына. Он стал главным героем одноактного балета. Увеличилось. В этом произвольное предположение авторов.

Танцуют итальянцы. На сцене три мальчика и три девочки. Они постоянно меняют партнеров. Даже бывают пары девочек. Ясно, свежо и современно. Танцуют очень динамично. На японской драмы не выглядит.

Вдруг мальчик становится четверо, а двух девочек. Но очевидно, что это с трудом. Унисекс. Да и танцуют так же. Хотя девушки эмоциональнее, как и в жизни. Иногда они включают в себя друг друга ниже пояса, что японцу можно поверить с трудом. Во времена Чио Чио сан такого не было. Может и отрезать голову. Но Бог милостив – мальчики по-прежнему берут верх, и разбивают девичьи пары. Как у нас на дискотеке во времена СССР.

Костюмы очень простые. Ничего японского. T-рубашка и серые боди с девочками. Так, что балет-это очень современно. Герои ходят по сцене в исподнем. Как и в случае с солистами парижской балета явно перекормлены. Особенно девушки. Хрупкость выпускниц Вагановской академии балета нет и в помине. Их итальянские детство в Макдональдсе с Кока-Колой. На мужчинах тоже ничего обтягивающего. Но они что-то скрывают, и они.

Что отрадно: на сцене, в свете фар не видно столбов пыли от старинных костюмов времен Петипа и Дягилева. Не пахнет нафталином. Но история тревогу – сегодня древняя история-почти «хорошо» среди молодежи. А это зритель ближайшем будущем. Дать ему о любви в социальных сетях. Естественно, понять все труднее и труднее. Пока спасает сопровождение музыкальных хитов из той же оперы. В финале юношей в реальности оказалось четверо. Как и девочек. Вот, что такое мужская в балете.

Так что эксперименты в этом древнейшем искусстве продолжаются. Где еще – читайте завтра в очередном репортаже из Сочи.

«АН-online», Валентина ТЕМНИКОВА

Об авторе

Аида Воробьёвa

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ