Денис Мацуев торжественно откроет в Москве «Филармонии-2»

Аида ВоробьёвaАвтор:Аида Воробьёвa

Денис Мацуев торжественно откроет в Москве «Филармонии-2»

Филармония-2

Денис Мацуев концерт Рахманинова откроется в понедельник обновленную после капитального ремонта «Филармонии-2» — уникальный акустический комплекс (сейчас там три зрительных зала и семь репетиционных помещений), находится в Олимпийской деревне (на базе бывшего театра Владимира Назарова). На торжественную церемонию ожидается визит Дмитрия Медведева.

Некоторое время назад раздавались критические голоса, что «филармоническая публика так далеко не поедет, а местные жители вообще не мотивированы и к нему не получится», комплекс, говорят, что это убьет ее с точки зрения своей строгой классической ориентации…

Но это уже несколько лет в «F-2» функционирует в главный зал в рамках пилотного проекта, и поклонник музыки быстро проторил туда путь — от центра оказалось не так далеко на машине, а зрители с Мичуринского сразу прочухала про неожиданный подарок судьбы, аншлаги стали обычным явлением.

Потому что подходить с умом, а главную ставку — что ранее было исключительной редкостью — они сделали на акустику. Пока идут последние приготовления к помпезному открытию, мы пообщались с Денисом Мацуевым — кто, как не он, уже игравшему в «F-2») «резки» Рахманиновым «красную ленту».

— Я был первым, кто сыграл в «Филармонии-2» сольный концерт два года назад,

— говорит Мацуев,

— он только приехал из Парижа, у меня было открытие сезона, с Национальным оркестром Франции, — к чему это: сейчас в Европе массовая тенденция к строительству самого высокого класса конференц-залов в центре города.

Вот и в Париже мы играли в феноменальной зала, расположенных в московском меркам — где-то у МКАДа (там тоже есть свой невропатия). Красивый номер и акустики, и архитектурного замысла — такой корабль… и полно на каждом концерте! Буквально толпы и парижан, и туристов!

— Ну, или взять новый зал Radio-France, я был в нем не так давно…

— О чем ты говоришь, позавчера я там играл: известный специалист по акустике Ясухиса Тоета сделал свой очередной шедевр, до этого это была просто репетиционная база оркестра Радио Франс; мы с ним, кстати, очень друзьями, он в Иркутске будет нам зал делать, плюс другие проекты в России — пока не будем раскрывать все секреты…

— То есть процесс создания чисто филармонических (а не универсальных) залов в России пошел? И «Филармония-2», как фитнес прошел?

— Точно. У меня, когда играл в «F-2» сольный концерт, было полное ощущение, что я вообще не в Москве, а в каком-то продвинутом японском зале. Звук летит, звук воздуха, в любом месте зала слышно каждую ноту! Он замечательный, как для камерных и сольных концертов.

В Москве таких комплексов просто нет (ну не считая исторических — Большом зале консерватории и зале им. Чайковского).

— А их специально и не строили никогда… тем более на окраине.

— В том-то и дело. Поэтому можно только приветствовать смелый шаг Минкульта и Московской филармонии открытия в Олимпийской деревне такого комплекса, это явный прорыв. Я уверен, что в след за «F-2» в Москве откроется зал в Зарядье, и еще много, много залов высокого класса на территории всей страны.

Все, к сожалению, мы знаем о так называемых «советских традиций» делать филармонии, в Домах культуры или в аудиториях для политпросвещения, там, знаменитый оркестр Каца в Новосибирске играл в жуткой комнате, предназначенной для каких-то встреч. Так, что волна строительства и филармоний и театров, пошла в стране, об этом надо говорить: Омск (губернатор за год он совершил такое чудо построил), далее Владивосток, Барнаул, Красноярск, замечательная реконструкция зала в г. Красноярске на 2000 человек.

В моем родном Иркутске, мы нашли новое место на берегу Ангары, уже проведен архитектурный конкурс, Тоета дал согласие на создание акустической модели… Это будет визитная карточка не только Иркутска, но и всей страны, знаете, как оперный театр в Сиднее стал культурных воротами в Австралии.

— Но, возвращаясь к Москве: сколько было скептических комментариев в отношении «Филармонии-2″…

— Ну да, что «это далеко», «так трудно попасть», — теперь критиков поубавилось, шутка сказать — у самого зала уже появились свои поклонники! А уже про «начинку» я молчу — там играют самые известные исполнители и оркестры.

Теперь это торжественное открытие, связанные с расширением комплекса, теперь он будет в полную силу — там и новый театральный зал, а виртуальный концертный зал, игровой зал для детей, и для практики в помещении, чего не имеет. Я в «F-2» проводил свой фестиваль «Крещендо» с Воронежским несовершеннолетних оркестром и ребята просто произвели фурор. И я буду продолжать там играть и организовывать свои проекты.

Повторяю: такие залы, созданные именно под классическую музыку, должно быть, без этого никуда.

— Местные начали ходить, а то кричали — «спальный район, спальный район».

— Мы уже привыкли, хотя и не сразу, но привыкли. — Что ж, нам ничего не строилось, в одно время и в Доме музыки, толпы не валили, хотя в пределах садового кольца, в самом центре! Так, что всегда найдутся критики: и пробки, и то и это, но ничего: я в выходной день я добрался туда из центра за 12 минут, специально засекал.

В часы пик, конечно, больше, нужно планировать время. А на самом открытии я выступал с оркестром Московской филармонии концерт Рахманинова, а кроме того — как изысканный десерт на бис — я представлю победителей «Синие птицы» София Тюрину и Ростислава Мудрицкого, мы готовим сюрпризы…

Удивительные дети, я всегда говорил — это поколение, которое сейчас, это феноменальный во всех отношениях. И нужны такие классные залы!

Ян Смирницкий, «МК»

Об авторе

Аида Воробьёвa

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ